Экономика

Сколько теряет Россия на том, что экспортирует зерно, а не муку и хлеб?

Зерновые – предмет гордости российских аграриев и чиновников. Сначала мы вышли в лидеры по валовому сбору, а теперь вытеснили конкурентов из США и заняли первое место в мире по экспорту. Однако зерно – это почти такой же сырьевой товар, как нефть или руда. Оно обладает низкой добавленной стоимостью и ценится на мировом рынке гораздо меньше, чем продукты его переработки – мука, крупы и тем более готовые хлебобулочные изделия.

В результате получается, что в цепочке разделения труда мы находимся на самом последнем месте. Мы продаем зерно, а наши покупатели из других стран уже перерабатывают его в муку и хлеб и зарабатывают больше нас на мировом рынке. И вот как это происходит.

 


Сколько зерна мы выращиваем и продаем?

По данным Росстата, в 2016 году сбор зерна достиг рекордной отметки в 120,67 млн тонн. Относительно всего объема собранного в России зерна более 42% идет на переработку в муку и крупу, еще 18,6% расходуется на производственное потребление в других отраслях, в частности, на семена и корм скоту и птице.

А еще зерно поступает в виде резервов в зернохранилища. По состоянию на конец 2016 года величина наших запасов достигла 64,8 млн тонн, а на конец 2017 года прогнозируется, что она достигнет 110,7 млн тонн. Однако в условиях нехватки мощностей и высоких расходов на хранение не обходится дело и без убытков – ежегодно портится более миллиона тонн, и с каждым годом потери все больше растут.

 

Zerno Muka 1

 

А сколько идет на экспорт? По данным Росстата, в 2016 году мы экспортировали 33,9 млн тонн зерновых (без продуктов переработки), при этом заработали мы на экспорте $5,6 млрд. Это рекорд последних лет, но имея такие колоссальные запасы, на экспорт мы могли бы поставлять гораздо больше.

Стоит отметить, что цены, по которым мы продаем нашу продукцию, в среднем ниже, чем у стран-конкурентов. Особенно ярко это прослеживалось в 2015 и 2016 годах, когда снизился курс рубля. Это позволяло нашим производителям удерживать свою долю на мировом рынке.

 

Муку, крупу и хлеб продавать за рубеж не выгодно

Богатые урожаи и низкие цены на внутреннем рынке смогли немного стимулировать рост переработки зерновых в продукцию с более высокой добавленной стоимостью. По оценке Росстата, в 2016 году по сравнению с 2015 годом мы произвели на 8,3% больше муки, на 3,3% больше круп, на 9,7% больше хлеба, хлебобулочных изделий, пряников и печенья.

Однако большая часть всей этой продукции у нас потребляется внутри страны, и на экспорт почти не идет. Так, по данным ФТС России, в 2016 году мы произвели 919 тысяч тонн муки, из которых продали за рубеж только 27%, из 135 тысяч тонн разных видов круп – только 23%, а из всего многообразия хлеба, пряников и печенья – менее четверти.

 

Zerno Muka 2

 

Причин сложившейся ситуации несколько. Во-первых, российскому производителю на мировой рынок пробиться крайне трудно – многие страны уже давно сами предпочитают закупать зерно и затем его перерабатывать на своей территории. При этом зарубежный производитель получает господдержку, что позволяет ему снижать цены, продавая хлеб и муку другим странам дешевле, чем может Россия.

Во-вторых, пока нам наращивать собственную переработку мешает не только устаревшая инфраструктура, но и качество российского зерна. В то время как пшеница более высоких сортов уходит на экспорт, для переработки остается сырье низкого качества, вплоть до того, что при выпечке хлеба используется фуражная пшеница, которая обычно идет на корм скоту. Об этом факте не раз говорили в Российском зерновом союзе. Качество готовой продукции сильно страдает, и до внешнего рынка она доходит редко. Перечень покупателей, которые готовы приобрести нашу продукцию, не блещет разнообразием – в основном это страны Азии и соседи из бывшего СССР. Муку мы продаем в Китай, ОАЭ, Монголию, Абхазию и Таджикистан, крупы – в Беларусь, Казахстан и Азербайджан, хлеб – в Казахстан, Беларусь, Китай и Киргизию.

В результате наша совокупная выручка от экспорта основных продуктов переработки зерна более чем скромная – мука, крупа и хлеб принесли нам за 2016 год в совокупности лишь $417,6 млн, в то время как другие страны перерабатывают наше российское зерно и зарабатывают на этом миллиарды долларов.

 

Как страны зарабатывают на переработке?

Другим странам на мировом рынке мы сильно уступаем. По данным Комтрейд ООН, среди мировых экспортеров муки мы даже не в первой десятке, а наша доля на рынке занимает скромные 1,7%. На первых позициях – Турция с долей в 25%. В 2016 году, закупив российского зерна, турки не только произвели муки для себя, но и продали на мировой рынок пшеничной муки на $1,08 млрд. На втором месте оказался Казахстан с долей рынка в 12%. Его экспортная выручка тоже весьма внушительна – $505 млн.

Аналогичная ситуация и на мировом рынке хлебобулочных изделий, объем которого оценивается в 28,7 млрд долларов. В лидерах преимущественно европейские страны – Германия, Бельгия, Франция, Италия и Великобритания. Россия довольствуется лишь жалкой долей в 1,1% и 17-ой строчкой рейтинга. Такая же ситуация и с крупами. Хотя доля России и разнится в зависимости от отдельных видов продукции, в среднем она не превышает и 2%.

 

Zerno Muka 3

 

Турция – наглядный пример того, как можно увеличить прибыль с экспорта, если разумно налажена хотя бы первичная переработка.

По данным Комтрейд ООН, в 2016 году Турция закупила на мировом рынке пшеницы на $892 млн. Более 55% из них приходилось при этом на российское зерно. Турция не славится обширными полями злаков, поэтому можно предположить, что почти весь объем ушел на переработку в муку. Импорта туркам вполне хватает не только на то, чтобы обеспечить внутренние потребности 77,7 млн человек, но и оставить на экспорт. Как уже отмечалось, экспорт муки из Турции по итогам 2016 года достиг $1,08 млрд.

 

Zerno Muka 4

 

Таким образом, получается, что упущенная выгода России превысила полмиллиарда долларов, поскольку половину этой муки фактически Турция произвела вместо нас. Но это еще не все. Турция также поставляет на мировые рынки хлеб. Ее доля среди поставщиков хлеба не велика, около 3%, но это еще $875 млн, половину из которых также могли бы зарабатывать мы.

Есть и другой важный аспект – влияние на рынке. Турция поставляет свою продукцию в страны Азии, Северной Африки, Ближнего Востока. Среди ключевых покупателей – Ирак, Судан, Саудовская Аравия, Йемен, Ливан. Российские производители тоже пытаются выйти на рынки этих стран, но с Турцией конкурировать трудно, ведь средние экспортные цены на турецкую муку в среднем на треть меньше, чем на российскую муку аналогичного класса.

Другие страны тоже активно торгуют на мировом рынке мукой и хлебом, сделанными из российского зерна. Так, например, Казахстан, в 2016 году экспортировал муки на $505 млн долларов, главным образом в Узбекистан, Таджикистан и Афганистан.

Египет – второй по величине покупатель российского зерна – продает пшеничную муку в Ливию, Йемен, Эритрею, Сомали и другие страны Африки. В прошлом году объем его экспорта составил $85,5 млн. Китай продает муку в Северную Корею, Гонконг и Макао, в 2016 году экспортировал продукции на $58,6 млн. Кроме того, китайцы еще продают выпечку и хлебобулочные изделия во все соседние страны Азии, в минувшем году объем поставок составил $384 млн.

Продавая зерно, а не переработанную продукцию, мы теряем миллиарды долларов экспортной выручки и миллиарды рублей налоговых поступлений. А в это время их зарабатывают другие страны.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы