Экономика

«О, батат», или Овощи ручной работы — бизнес-проект, дающий здоровье

Отсутствие качественной еды подтолкнуло жителей Ростовской области Анастасию Вейшторт и Сергея Пасичника заняться выращиванием органических овощей и зелени. Сначала для себя, поскольку вегетарианцам сложнее разнообразить питание, а потом начинание переросло в бизнес-проект. Они рассказали ПРОВЭД, почему их проект уникален, чем они смогли подкупить потребителей и почему, несмотря на всё это, так непросто найти инвестора. 

 


Раньше у пары уже был совместный бизнес в Ростове-на-Дону — несколько точек с брендом «Сувенирная лавка» в крупных торговых центрах. Они продавали импортную продукцию, привозимую из Китая, и товары ручной работы местных мастеров. Однако кризис 2014 года заставил свернуться.

— Стечение различных обстоятельств привело к тому, что мы стали заниматься овощами: кризис, потребности в еде, к тому же «дом свалился», − вспоминает Анастасия. − Но то, что это будет бизнес, мы не сомневались, вся наша жизнь — самостоятельные проекты.  Я не из тех, кто может целый день сидеть в офисе и делать вид, что работает, мне нужно решать конкретные задачи.

dmXqxGO8T14

Старенький домик в хуторе Нижняя Ковалёвка неподалеку от города Гуково достался в наследство. Там нет газа, удобств, зато есть земельный участок. На нем молодая пара и начала свои овощеводческие эксперименты. Фотографы, далекие от сельского хозяйства (у Сергея диплом РИНХа, у Насти два неоконченных высших), стали применять на практике научные теории. Около года они изучали различные способы выращивания и реализации продукции, а потом создали семейную ферму, ЛПХ «О, батат». К имеющимся 17 соткам земли прикупили еще 23, и на всех 40-ка стали выращивать экологически чистую сельхозпродукцию.

 

Для всех, кто следит за своим питанием

Вегетарианство отчасти повлияло на выбор, но при этом ребята подчеркивают, что их проект для всех, кому важно здоровое питание. Например, у людей с аллергией их овощи и зелень не вызывает неприятной реакции организма, и мамы детей-аллергиков уже не могут без их продукции. Отличает ее то, что такую не купишь ни в супермаркете, ни на рынке. Например, батат, или, как его еще называют, сладкий картофель.

— Мы выкопали его первый раз осенью, но продали только весной — всю зиму дома лежал у Сережиной мамы. Брали поначалу только садоводы, которые хотели у себя посадить новинку. Зато через год все распробовали и захотели купить. Для нас это стало показателем, что в донской земле может расти не только картошка, − вспоминает Анастасия Вейшторт. 

Сейчас ассортимент широк, это знакомые растения и в то же время необычные. Например, морковь четырех цветов − белая, желтая, розовая, фиолетовая; свекла тоже разноцветная — желтая, белая в разрезе; помидоров более 40 сортов; фиолетовая цветная капуста, редис разной формы и цвета, цуккини, огурцы, салат нескольких видов, капуста кейл, руккола, шпинат, базилик.

5ahqWJqVyQM

Ребята поясняют, что это не секретные культуры для России. Те же артишоки завез еще Петр I, а рукколу высаживала Настина бабушка, только тогда она называлась салат «Пикантный». Их нет на прилавках из-за особенностей рынка: неудобно транспортировать, нелегко хранить, поэтому ребята решили восполнить пробел.

 

Лук, чеснок и молочная сыворотка

Первая фишка начинающих овощеводов — редкая продукция, вторая — ее натуральность. Есть несколько способов избежать химии: вручную собирать вредителей, высаживать растения, отпугивающие их, и проводить обработки натуральными компонентами.

— Комбинированные посадки, когда между нужными культурами высаживаются грядки другой культуры, хороший способ, но нерентабельный, потому что земля используется не по назначению, − поясняет Сергей Пасичник. − Мы все время пробуем, экспериментируем, как лучше, в качестве природных препаратов для обработок используем сок лука, чеснока, молочную сыворотку.

WUoe FZlI5k

Есть также промышленные биологические средства защиты. Например, препараты на основе грибов помогают бороться с патогенной флорой, это работает как прививка. Есть такие, которые начинают действовать в определенных условиях, например при попадании в кишечник гусеницы. Она погибает потому, что у нее PH равен 7. Человеку препарат не страшен, так как у нас уровень PH 5.

Такие средства очень дороги, соответственно, в конечном счете их применение отражается на цене продукции. К тому же российский рынок органического земледелия еще не сформирован, и Насте приходится выискивать подобные препараты, самой досконально изучать, насколько каждый из них безопасен.

 

Проект «О, батат» и подписка

Вырастить — полдела, важно еще удачно все продать, и это третья фишка. Поскольку Настя с Сергеем приступили к новому бизнесу с долгами от прежнего, позволить себе убытки они не могли. Пригодилась профессия фотографа и умение работать с соцсетями, на которые сделали ставку. Так два года назад ВКонтакте и Instagram был запущен проект «О, батат».

— Если бы мы не нашли способ реализации через соцсети, я не знаю, что бы делали, − говорит Сергей. − Помогли навыки фотографа, мы начали в Instagram публиковать все, что вырастили, своеобразный отчет с фото, люди реагировали на красивую картинку и становились нашими клиентами. Без такой информационной поддержки наш проект не состоялся бы, как я теперь понимаю.

У необычных овощеводов и подход ко многим вещам необычный. Так, объемы своей продукции они измеряют не привычными килограммами, а «семьями». На вопрос, сколько сейчас выращивают, ответили, что объемы в сезон с марта по октябрь могут «обеспечить примерно 30 семей». Это означает, что на их столе весь сезон будет пакет свежих овощей и зелени.

nR4Xo0BECzE

Теперь у Насти и Сергея есть клиентская база, причем они подчеркивают, что это не просто постоянные покупатели, а единомышленники, с которыми еще и интересно общаться. Реализуют овощи в основном в Ростове. Сначала в соцсетях размещают объявление о том, что к четвергу (день привоза) выросло на их грядках. Люди из них составляют заказы, и Настя с Сергеем привозят на своей машине наборы. Друзья-ростовчане предоставили им для этого две точки в городе, куда люди подходят, чтобы забрать свои покупки.

Цены меняются в соответствии с сезоном, но они не намного выше рыночных. Например, пучок базилика в 50 граммов (он раз в 5 больше того, что продают на рынке) стоит 50 рублей, петрушки за 100 гр — 50 рублей, мяты — 50 рублей, щавеля — 50 рублей. На томаты держат постоянную цену весь сезон, 150 рублей. Говорят, это способ отрегулировать спрос: если пустить по 100, все сразу разберут и остальным не останется. Анастасия рассказывает, что год назад так случилось с брокколи.

bx1th6zLmDE

— Цену можно повышать, но трудно понять, до какого предела, чтобы не начался отток, − объясняет Сергей. − Мы хотим, чтобы наш продукт был доступен, чтобы он был не для избранных, а для всех, кому важно здоровое питание. Да, он будет дороже, но не сильно. Если бы нам не приходилось отдавать долги, этот проект быстрее принес прибыль при более низких ценах.

Например, если бы они возили овощи фургончиком, а не легковой машиной, это было бы рентабельнее. Ребята также нуждаются в улучшении технологичности производства. Чтобы решить хоть часть проблем, они придумали так называемую подписку. В январе-феврале, когда нет продукции, и, следовательно, денег, зато есть необходимость готовиться к новому сезону, попросили людей помочь финансово. Семьи, согласившиеся оформить подписку, выделяли им по 10 тысяч рублей предоплаты.

— Нам это помогло купить систему капельного полива, затянуть теплицы, а они в результате в сезон получали каждую неделю пакет разнообразной продукции, − говорит Анастасия Вейшторт.

 

Нужен инвестор или кредит

Всю работу ребята выполняют вдвоем, технологии могли бы облегчить труд. Та же теплица приносила бы больше прибыли, если провести отопление. Сейчас она зимой простаивает, так как район не газифицирован. Но ребята даже в этих условиях экспериментируют — сеют то, что вырастет к весне. Опытные агрономы утверждают, что так не получится, а у них получается.

— Мы не можем взять кредит, хотя суммы просим маленькие — до полумиллиона, − говорит Настя. Или не дают вообще, или с высокой процентной ставкой. Сбербанк оформлял на ИП Сергея кредит на 70 тысяч под 20% годовых — это слишком. Были в Россельхозбанке, там отказали, ничем не объяснив. Господдержка для таких малышей, как мы, тоже не предусмотрена.

У этого бизнеса хороший потенциал, что подтверждает спрос — желающих брать их продукцию больше, чем возможности у овощеводов. Они понемногу развиваются, но с инвестором могли бы быстрее.

zS94IiON6do

— Тут не все просто: инвестору нужен бизнес-проект, а сельское хозяйство — дело рискованное, наша сфера еще больше. Причем в обоих направлениях — как сверхубытков, так и сверхприбыли. Потому что невозможно рассчитать, каким будет лето, как расплодятся вредители, что вырастят остальные фермеры.  Мы даже ведем время от времени переговоры с потенциальными инвесторами, но интересных предложений нет, а на невыгодные мы не пойдем, потому что наработанный нами опыт уникален, − объясняет Сергей Пасичник.

Ребята видят разные пути развития, например, через кооперацию на одной территории с производителями другой сельхозпродукции: меда, кроликов, птицы. Совместно можно было бы улучшать инфраструктуру и развивать агротуризм — местные красоты к этому располагают. Или масштабировать их опыт, создав сеть в соседних регионах. С единомышленниками можно обмениваться идеями, делать совместные закупки семян или оборудования, это удешевит продукцию. Интересно было бы заняться переработкой: сушеные травы, сушеные томаты, песто, соленые огурцы-помидоры, замороженные овощи. Это востребовано и позволит сохранить излишки.

Но в любом случае авторы проекта «О, батат» хотят остаться семейной фермой. «Нам уже деваться некуда, мы это не бросим хотя бы потому, что самим есть нечего будет. Если бы появились подобные нашему проекты, возможно, мы и занялись чем-то другим», − признаются ребята. Им очень трудно, но они стараются видеть плюсы: большой отклик у людей, свежий воздух, красивая природа, чистая вода, гарантирующие здоровье.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...