Экономика

Несвободное парение: чем живет вэйп-бизнес в России

Еще год назад рынок электронных сигарет описывали как растущий, молодой и модный. «Входной билет» стоил недорого, в бизнес шли даже 20-летние. Сегодня ситуация резко изменилась: цены на жидкости и девайсы упали вдвое, торговые точки закрываются одна за другой, а государство придумывает все новые ограничительные меры. О том, куда двигается вэйп-бизнес в России, рассказывает управляющий розничной сетью магазинов Safesmoking Евгений Валиков.

 


Что идет в паровой котел

– Впервые я попробовал «парить» в 2010-м. Это был примитивный аппарат, стоивший огромные по тем временам деньги: 5 тысяч рублей. Я разочаровался и вернулся к обычным сигаретам. В 2014-м коллега дал попробовать новое устройство. Небо и земля! К тому времени я курил уже восемь лет и мечтал бросить. В начале 2015-го я купил свою первую «электронку», – рассказывает Евгений.

Вэйпинг имитирует курение, но механизм его действия иной. Это процесс преобразования специальной жидкости в пар при помощи устройства с нагревательным элементом – испарителем. Жидкость содержит четыре компонента: глицерин – он способствует парообразованию; пропиленгликоль, воспроизводящий ощущения, возникающие при затяжке сигаретой, так называемый «удар по горлу»; ароматизатор и никотин в жидком виде.

– Точнее, основных ингредиентов всего три, потому что жидкость может быть и без никотина. Чтобы сделать «жижу», достаточно иметь квартиру, ванну и канистры четырех перечисленных компонентов. Жидкости, созданные в кустарных условиях, могут быть и качественными, но сегодня это, скорее, исключение, – говорит Валиков.

По его мнению, выход – в обязательной сертификации.

– К сожалению, у нас начали с того, что ввели акцизы на товар, не имеющий обязательной сертификации. Если бы в 2015 году существовал ГОСТ, то покупатель был бы уверен, что продукт сделан на заводе, под контролем, не возникло бы такого количества подвальных магазинов, предлагающих сомнительный товар. Крупные сети, вроде нашей, прошли сертификацию добровольно, – отмечает управляющий розничной сетью.

 

Шелк, компас, вэйп

Пик популярности вэйпинга в России пришелся на 2014-2015 годы. Мода на электронные сигареты распространилась среди молодежи, а на рынке появилось множество новых устройств. Центром их промышленного производства является Китай.

– Многочисленные заводы, целые промышленные кварталы в городе Шэньчжень работают на вэйп-индустрию, – рассказывает Валиков. – Изобретатель электронных сигарет – Хон Лик – тоже китаец. При этом в самом Китае почти не парят. Там лишь недавно были введены ограничения на курение в общественных местах – до этого курить можно было даже в транспорте.

Но китайские жидкости для вэйпа, по словам Евгения, низкого качества.

– В 2017 году я не советую их брать. Сегодня 90% рынка занимают жидкости отечественного производства, примерно 5% – американского, еще 5% приходится на другие страны. После введения акцизов на электронные сигареты ввести в Россию никотиносодержащую жидкость стало практически невозможно без последствий для кармана. Таможня может задержать даже товар, не содержащий никотина: пойди, докажи, что у тебя неакцизный товар, – тогда пропустим. Поэтому цены на импортные жидкости высоки. Проще купить импортные компоненты, – объясняет он. – Самый грубый никотин – китайского производства, лучшим считается немецкий и американский. Качественные ароматизаторы производят в США, Европе и Малайзии.

 

Охота на вэйпера

Влияет на рынок и антивэйперская пропаганда, которая, по мнению Евгения Валикова, рассчитана на запрос консервативного электората.

– Телевидение транслирует мифы и вымыслы – в них обычно верят люди старше 45-ти: «Молодежь вдыхает что-то новое, которое, конечно, вреднее, чем старое», «Америка, масоны, рептилоиды нас травят!» – и прочий бред. Страх обывателей перед такими атрибутами западного стиля жизни, как спиннеры, гироскутеры, вэйп, многие захотят использовать в политических целях. Например, ЛДПР уже проводит какие-то бредовые митинги против парения в парках. При этом курение в парках им, видимо, не мешает. На мой взгляд, подобные мифы лоббируют «сигаретники» (производители табачных изделий – прим. ред.). Их можно понять: в табачной индустрии действуют более жесткие правила игры, а каждый парильщик – это бывший курильщик, – говорит управляющий Safesmoking.

По его словам, сегодня существуют два подхода к вэйпингу: английский и французский. В Британии он официально считается способом борьбы с курением. Государство поддерживает вэйп-шопы, по всей стране развешаны плакаты, призывающие переходить на пар. Во Франции, наоборот, действуют ограничения вместимости флакона – 20 миллилитров, и установлен максимальный объем атомайзера (накопителя, где жидкость преобразуется в пар) – 2 миллилитра. Есть там и акцизы, а реклама запрещена.

– Думаю, истина лежит где-то посередине. Никто не утверждает, что парение полностью безвредно, но оно наносит в разы меньший вред, чем сигареты, – считает Евгений. – Перейти на пар имеет смысл только, если вы курите. Не стоит просто начинать парить – это все же не полезная привычка.

Последние законопроекты, которые рассматриваются в Думе, предлагают запретить продажу электронных сигарет несовершеннолетним, а также рекламу и парение во всех общественных местах.

– Это само по себе неплохо, – отмечает собеседник издания. – Вэйп часто рекламируют не как взрослый продукт, а, скорее, как конфеты и шоколадки. Это неправильно. Нормальный парильщик никогда не будет парить там, где не курят. Позиция: «Парю, где хочу» – это детский сад. Но есть и печальный момент – это предложение ввести закрытую выкладку. Непонятно, почему жидкость без никотина, по сути, кондитерская смесь, должна быть скрыта от покупателя. Вэйпинг невозможно запихнуть в определения, разработанные для табака.

 

Туманные перспективы

Акциз на электронные сигареты установлен с 1 января 2017 года в размере 20 рублей с миллилитра никотиносодержащей жидкости. При этом не имеет значения, сколько миллиграммов никотина на миллилитр в ней содержится.

– Налог составляет до 4/5 стоимости товара. Но бизнес найдет способ обойти акцизы, – говорит собеседник. – Постепенно рынок переходит на раздельную продажу: бутылка с жидкостью и капсула с 1 мг никотина – так называемый «бустер» – будут продаваться отдельно.

– В 2017 году мы переживаем тяжелый кризис. Даже больше, чем акцизы и запреты, по бизнесу ударило отсутствие правил игры. Раньше любой человек мог сделать свой продукт и выйти с ним на рынок. Это привело к его перенасыщению. В результате мы получили взаимный демпинг и обвальное падение цен – за год они снизились минимум вдвое, – рассказывает Евгений Валиков.

Любители вэйпа чаще всего – молодые люди с невысокой покупательной способностью.

– По ним особенно больно ударил кризис. Вэйперы готовы платить все меньше, а подвальные и интернет-магазины предлагают им дешевый продукт. Многие магазины закрываются, переходят на оптовые или только интернет-продажи, – констатирует собеседник.

Вэйпинг остается модным увлечением, но это не всегда хорошо для рынка.

– Скорость изменений страшная! Новые «игрушки» появляются каждую неделю. Многие заказывают новинки через интернет, в китайских оптовых магазинах. Цена на предыдущие модели сразу падает. С другой стороны, многие покупатели ищут устройства б/у на «барахолках». Там можно купить поцарапанные или побитые жизнью, но вполне рабочие «девайсы» за копейки, – отмечает управляющий Safesmoking.

Многие используют барахолки как интернет-магазины, продавая там купленные в Китае устройства.

Прогнозы для рынка неутешительны. Рост числа парильщиков будет замедляться – сегодня их в России порядка двух миллионов на 30 миллионов любителей табака. Продолжит сокращаться и число магазинов. По мнению Валикова, те, кто выживут, должны ориентироваться не на модного хипстера, а на традиционного курильщика.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы