Экономика

РЭЦ обучит регионы тонкостям экспорта

Российский экспортный центр после годового «пилота» запустил образовательный проект для малого и среднего бизнеса в 35 регионах страны, нацеленный на повышение квалификации в области экспортной деятельности. Предполагается, что РЭЦ обучит минимум по три человека из каждого региона-участника, которые затем вернутся на «малую родину» и станут тренерами для экспортеров в сегменте малого и среднего бизнеса. По мнению организаторов проекта, это позволит «залатать» образовательные «дыры», которые мешают малому и среднему бизнесу наладить экспортную цепочку в субъектах. При этом на 100-процентный охват по всем регионам страны РЭЦ планирует выйти к 2020 году.

Знакомство с проектом я начинаю с посещения тренинга для коучей. В комнате полукругом рассажены участники – порядка 15 человек, в центре пара тренеров и флипчарт – стандартная картина любого тренинга. Слушатели уже поделены на команды и защищают свои проекты – как не сложно догадаться, они описывают, как планируют выводить на экспорт свой воображаемый продукт. Погрузиться глубже в тонкости образовательной цепочки мне не удается, потому что мне предстоит знакомство с руководителем проекта и его идейным вдохновителем. «Алиса Никитина, «наше всё», − рекомендуют мне мою собеседницу. – Директор образовательного проекта Российского экспортного центра».

 

Для чего и кому это надо?

«Одна из ключевых проблем, которая сдерживает развитие экспортной деятельности в малом и среднем секторе – низкая квалификация кадров. Особенно это сказывается в регионах, где не так много источников, точек, где можно получить образовательную поддержку. Главная задача проекта в том, чтобы обеспечить компаниям, заинтересованным в экспорте,  практическими, полезными знаниями в привязке к местности», - начинает Алиса.

По ее словам, проект нацелен на регионы и будет реализовываться непосредственно на местах, сама она такой формат называет «центр для центра». При этом федеральные эксперты в регионы ехать не собираются – для этого субъекты уже направили в Москву своих потенциальных коучей. «Россия большая, народа много, мы не разделимся на 85 филиалов, это неэффективно и не нужно», - говорит Никитина.

Курс РЭЦ разделен на восемь этапов. «Мы взяли экспортный проект, поделили его на этапы от начала и до совершения экспортной сделки, и каждому этапу посвятили отдельный курс. Первый курс стандартно вводный, остальные посвящены праву, финансам, таможне, логистике, маркетингу, документационному обеспечению. Все те шаги, которые нужно пройти в ходе реализации экспортной сделки, мы проходим по отдельным курсам», − отмечает руководитель проекта.

При этом она делает акцент – курс ориентирован не на «тренеров с улицы», а на людей с базовыми знаниями в экспортной деятельности - тот, кто просто владеет тренинговыми форматами, но не имеет навыков работы с экспортной тематикой, преподавать не сможет. «Наша задача – взять готового специалиста и переформатировать его под свою методику. Если не форматируется – значит, человек нам просто не подходит. Мы на базовый уровень предпринимательской активности накладываем внешнеэкономическую специфику».

Между тем, в аудитории на лекции сидят по большей части именно коучи, многие из которых в разговоре с ПРОВЭД откровенно признались, что уже ждут, когда им начнут преподавать основы экспортного дела.

 

Как попасть в проект

Существует два варианта обучения – очное, ориентированное на предпринимателей, и дистанционное, для всех. Чтобы обучиться дистанционно, достаточно заполнить облегченную форму заявки и пройти процедуру регистрации.

С очным обучением все немного сложнее. Регион должен представить РЭЦ организацию, которая будет выполнять функции регионального оператора программ. Как правило, это либо Центр поддержки экспорта, либо Центр поддержки предпринимательства и ТПП. Обычно именно оператор направляет своих представителей на обучение в Москву −  это могут быть сотрудники самих операторов, региональные бизнес-тренеры, таможенники, сотрудники логистических компаний – все те профильные специалисты, которые после курса смогут сами обучать предприятия на местах по программам РЭЦ. Но и для того, чтобы попасть в этот список, необходимо пройти входное тестирование, провести самопрезентацию и прикрепить копию диплома о высшем либо среднем образовании и направление с места работы. По факту, именно направление с места работы и является одним из решающих факторов при отборе слушателей курса. Это должны быть должности не ниже начальников – руководители направлений или предприятий. «Мы фильтруем не только тех, у кого нет диплома об образовании, но и младших специалистов, которые по уровню не потянут нашу программу». Кроме того,  если кандидат не сможет набрать «проходного балла», регион больше не имеет права его рекомендовать повторно.

По окончании обучения слушатели проходят аттестацию, получают удостоверение тренера и вместе с ним - право читать курс по методике и материалам РЭЦ. При этом важно разделять – РЭЦ не учит предпринимателей, он работает с тренерами. Учить малый и средний бизнес будут аккредитованные коучи из регионов.

«Где гарантии, что подготовленные коучи будут преподавать так же хорошо?» − интересуюсь я у собеседницы. «Так же – не будут, давайте будем откровенны. Не будут и не надо. Во-первых, таких людей федерального уровня априори не может быть много, во-вторых – задача федеральных тренеров – научить, как учить. А нашим региональным тренерам просто нужно учить. Было бы неправильно сравнивать, кто умнее и красивее, потому что каждый – профессионал на своем уровне, просто одни локализованы на своем регионе, и это хорошо, так как они знают всю специфику. И ту теорию, которую мы даем, они имеют возможность адаптировать под свои регионы. В этом их основная ценность», − парирует Никитина и добавляет, что если преподаватель не дотягивает до необходимого  уровня, он просто не получает удостоверение.

«Из 60-ти заявленных участников в прошлом году удостоверения преподавателя получили только 39 человек», − добавляет она.

В минувшем, 2016 году, проект запустили лишь в 13 «пилотных» регионах. Сейчас соглашения подписаны с 35 регионами (с 33 уже заключены и еще два – «на подходе»), в следующем году их число планируют довести до 50, а на полное покрытие выйти аж к 2020 году. Регионом, с которым пока не сложилось, остается СКФО. «Изначально шли в те округа, где наиболее активно развивается экспортная деятельность, чтобы предоставить услугу там, где она в первую очередь востребована. СКФО в планах стоит, но как приоритет следующего порядка».

Выключаю диктофон и возвращаюсь на занятие.

 

«Товарная марка» и «торговый знак»

Интерактивная часть занятия, судя по всему, завершена, и тренер возвращается к матчасти, но в ходе презентации оговаривается и произносит «товарная марка». «Товарный знак», − слышу громкое бурчание с заднего ряда. – «Есть «торговая марка» и «товарный знак»!

Жду перерыва на обед и пристаю к ворчуну.  

− Вы же один из обучаемых? Верно? − начинаю я диалог.

− Нет, я наблюдатель за обучаемыми. Я слежу, чтобы их не обижали».

− То есть, вы от РЭЦ? − уточняю я и получаю отрицательный ответ.

− Я из Новосибирска, − продолжает увиливать от ответа собеседник.

− То есть, вы представитель администрации и приехали контролировать, как обучают людей, которых вы привезли?

 – Да, да.

В ходе разговора, однако, выяснилось, что мой собеседник уже проходил курс РЭЦ и ждет своей очереди на следующий. А «сторонним наблюдением» коротает время, чтобы не возвращаться в Новосибирск.

«Безусловно, курс даст результат, − заявляет мне мой собеседник, заместитель директора унитарного предприятия «Новосибирский областной центр поддержки и развития промышленности и предпринимателей» Андрей Федоренко. − Каждый из этих курсов очень общий, очень начинающий, этого не достаточно, чтобы стать экспертом-экспортером, но при этом очень большое количество людей и этих азов не знает, не получали специального образования, не изучали специальную литературу, не знакомились с этим видом деятельности. Поэтому польза, безусловно, будет».

 

Кому новые знания, кому – новая площадка

Как и следовало ожидать, каждый из участников тренинга приехал со своими светлыми целями. Кому-то интересно ознакомиться с новой методикой, кому-то выгодно сотрудничать с властью, кто-то ищет новые площадки для привлечения потенциальных клиентов, кому-то важно наладить экспорт собственных товаров и услуг.

Ольга Балкунова, руководитель консалтинговой компании China Insiders из Москвы, считает, что преподавать в регионы поедут все, кто получит аттестацию. Курсы воспринимает как новый интересный опыт, так как ранее изучала только иностранный контент. «В России я очень мало хожу на курсы и контент получаю обычно на иностранных языках, для меня интересно посмотреть, как работают российские профессионалы. Для меня это новый опыт».

Анна Трубецкая, в отличие от других моих собеседников, состоявшийся коуч с собственным экспортным проектом и РЭЦ рассматривает как потенциального партнера.

«У нас запланировано будущее сотрудничество, РЭЦ планирует привлекать меня как эксперта для разработки курсов для экспортеров, которые готовы идти на филиальное развитие за рубежом. Во-вторых, я смотрю, в каких блоках можно было бы дополнить программу. В-третьих, сотрудничество с государством, при том, что оно дает этому направлению развиваться и поддерживает его. Глупо было бы не сотрудничать, если мы в одной сфере работаем. Естественно, я считаю для себя привлекательным статус федерального эксперта РЭЦ», - отмечает собеседница.

«Мы работаем уже четыре года, но такого базисного курса, который будет вести экспортера на всех этапах, у нас еще не было, – отзывается руководитель Центра поддержки экспорта Омской области Екатерина Ефремова. − Брали экспертов – грамотных, квалифицированных, но по различным темам. А эта программа даст возможность провести компанию через все этапы». По ее словам, Омский регион будет представлен на этом проекте только сотрудниками их центра, которые параллельно преподают и по другим программам.

Пожалуй, единственным представителем малого бизнеса, которого мне удалось откопать, стал Александр Коновалов из Петрозаводска, республика Карелия.

«Поскольку у Карелии достаточно большая протяженность границы с Финляндией – порядка 700 км – то, конечно, актуальность экспортной деятельности очень важна для наших предприятий. Так как я являюсь представителем элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства, я вижу актуальность и необходимость образовательных мероприятий для малого и среднего бизнеса, и я вижу, что курс реально высокого качества. Такого я еще нигде не видел», − отзывается собеседник.

При этом он отмечает, что одной из его главных целей на курсе является «погружение в тематику». «По возвращении к себе я ставлю целью взять одно из предприятий и на волонтерских началах заставить его пройти все эти процедуры, окунуться в практику. А в будущем хочу посмотреть, как эту образовательную программу можно было бы применить к образовательному процессу вообще».

И уже в процессе разговора Александр упоминает, что, вообще-то занимается сферой услуг в области НИОКР, делает маркетинговые исследования, консультирует по участию в электронных торгах и, в частности, предоставляет свои услуги компаниям из других стран, что, по сути, является своего рода экспортом.

Подводить итогов не хочется – как видно, благое начинание на первых порах отзывается в участниках – кому-то интересом, кому-то – перспективой заработка. Лишь бы все не свелось к старой русской поговорке «хотели как лучше».

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...