Экономика

Как пытаются прибрать к рукам Агентство поддержки предпринимательства

В Ростове-на-Дону развивается скандальная история, связанная с увольнением руководителя микрофинансовой организации, Регионального ростовского Агентства поддержки предпринимательства (РРАПП), Натальи Крайновой. В основе конфликта бывшего директора и областного правительства — судьба 930 млн рублей.

Противостояние длится несколько лет, а в острую фазу перешло в ноябре прошлого года. Тогда министерство экономразвития Ростовской области приняло решение отстранить Наталью Крайнову от должности директора, несмотря на подписанный до 2018 года контракт.

АНО «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» (РРАПП) было создано в 1998 году по инициативе администрации Ростовской области. Наталья Крайнова возглавила его в 2003 году. Это крупнейшая в России некоммерческая микрофинансовая организация, предоставляющая займы предпринимателям. Экс-руководитель РРАПП рассказала ПРОВЭД о причинах её отстранения.

 

«Не дам приватизировать это предприятие»

На начало 2017 года агентство обладало портфелем в 749 млн кредитных рублей, дополнительно 180 млн рублей планировалось привлечь в первом полугодии. Все средства государственные, выделенные в рамках  программ развития предпринимательства: 5% региональных и 95% федеральных.

«Я знаю, как в 90-е переходили в частную собственность заводы, колхозы, пароходы. Сейчас я своей задачей вижу необходимость сделать всё возможное, чтобы сохранить предприятие в том виде и для тех целей, для которых оно создавалось — помощи предпринимателям. Поэтому стараюсь воспрепятствовать его «приватизации», - говорит Наталья Крайнова.

Она рассказала, что нынешняя атака на предприятие уже вторая, первая была предпринята в 2013 году. Тогда обзванивали руководителей организаций, входящих в высший орган управления, с требованием о выходе из него. Поспешно, с нарушениями принятых процедур и регламентов, организацию покинули несколько учредителей, поскольку просили их об этом не последние в области люди.

Принципиальная позиция ООО «Центр-интернет» (предприятие, связанное с региональным банком «Центр-инвест») не дала завершить задуманное. Дело в том, что по закону «О некоммерческих организациях» все решения по управлению РРАПП должны приниматься коллегиально, высшим органом, на общем собрании членов организации. В высшем органе после выхода остальных остались два учредителя — правительство Ростовской области в лице департамента инвестиций и ООО «Центр-интернет». Благодаря ему был сохранён принцип коллегиальности, который не позволил правительству управлять агентством единолично.

Параллельно с этим на РРАПП оказывалось сильнейшее давление в виде постоянных проверок и тотального контроля.

«Мы начали вести свой реестр контролёров. Когда количество проверок перевалило за сотню, прекратили подсчёты. Проверяющие фактически не выходили от нас. Итог всегда был один: «без замечаний». Но чего нам это стоило! Половину рабочего времени мы были заняты с проверяющими. В 2014 и 2015 годах проверки стали носить плановый характер, и мы смогли перевести дух», -  продолжила рассказ Крайнова.

В 2016 году за дело взялся замгубернатора Юрий Молодченко. Сославшись на поручение губернатора Василия Голубева, он убедил второго учредителя покинуть предприятие. Для того, чтобы не допустить нарушение закона по форме, а по сути, не желая остаться один на один с областным правительством, Крайнова разослала письма всем руководителям банков с государственным участием. В письмах содержалось предложение о вхождении в состав высшего органа АНО «РРАПП». Этот факт вызвал настоящий чиновничий гнев.

«Я была в отпуске, меня вызвал замминистра экономического развития Ростовской области Олег Крыжановский и потребовал написать заявление по собственному желанию. Меня это требование ничуть не удивило, такую «просьбу» и раньше передавали, с условием, чтобы уходила «по-хорошему, иначе возбудим уголовное дело». Я отказалась. В январе 2017 года решением единственного учредителя передали полномочия директора Инне Корольковой», - сообщила нам экс-руководитель РРАПП.

 

Чиновники идут к цели

Наталья Крайнова считает, что своими действиями областное правительство  ликвидировало высший орган управления и осталось единственным учредителем. Нынешняя правовая конструкция позволяет принять без публичных процедур в состав агентства частных лиц или компании, и они смогут распорядиться средствами по своему усмотрению. На своей страничке в Facebook она довольно жёстко охарактеризовала властно- правовую модель управления, «которая пропускает в доходные сферы бизнеса только «своих людей».

«...В Ростовской области у власти находятся представители группы влияния, которые рассматривают область, и особенно ее столицу, Ростов-на-Дону, как коммерческий объект. Каждый наделённый полномочиями чиновник команды губернатора стремится извлечь выгоду из своей должности, создать преференции для подконтрольных структур. Всё это началось не сегодня, но сейчас эта модель управления областью проявляется наиболее ярко... Сама возможность вести диалог с командой губернатора видится ими как преференция, которую нужно заслужить или приобрести на коммерческих условиях. Эту практику необходимо преодолеть, во чтобы то ни стало! Но сделать это могут только люди, которые лично не заинтересованы в получении коммерческого дохода от занимаемых должностей... », - пишет Наталья Крайнова.

 

Ещё не поздно остановить

Структуры, подобные РРАПП, создавались за счёт средств федерального бюджета, а управляются в регионах. Неизвестно, в скольких ещё удалось провернуть подобную комбинацию — такие вещи не афишируются. При этом федеральные чиновники лишь разводят руками: «мы знаем, что есть такая проблема, это региональный сепаратизм». Но нельзя исключить, что такого рода приватизации проводятся с их согласия.

Подобные истории, как правило, становятся достоянием гласности после перехода имущества под частный контроль. С ростовским агентством помощи предпринимателям это ещё не случилось, но может произойти в любой момент. Им сегодня фактически управляют посторонние люди, не входящие в штат. Крайнова подала заявление в прокуратуру (имеется в нашем распоряжении) и хочет, чтобы происходящее стало предметом внимания общественности.

«За меня переживают мои близкие, друзья. Меня предупреждают, что это страшные люди, что они на всё пойдут, если встать между ними и огромными деньгами, - говорит она. - Но я решение приняла и не изменю его».

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы