Экономика

Дроны на службе у контрабандистов и Росгвардии – вне правового поля

Во вторник, 28 марта, заместитель главнокомандующего войсками генерал-лейтенант Олег Борукаев в интервью телеканалу «НТВ» рассказал, что в недалеком будущем Росгвардия в местах массовых акций будет вести наблюдение за митингующими при помощи беспилотников. Это стало поводом для беседы с членом Ассоциации предприятий индустрии беспилотных авиационных систем Эдуардом Багдасаряном. Эксперт считает, что использовать беспилотники для полётов над толпой опасно.

 

- Насколько эволюционировали беспилотники? Как далеко они могут летать, сколько по времени может длиться беспосадочный перелёт дрона?

 - Дроны – понятие широкое. Лётно-технические характеристики, в том числе время полёта и дальность, существенно зависят от класса аппарата. Есть аппараты маленькой, средней и большой дальности. Чем меньше в геометрических размерах аппарат, тем меньше у него полётное время. Маленькие аппаратики, электролёты самолётного типа, весом до 10-12 кг, имеют время полёта до 3-х часов со скоростью 70 км в час. Грубо говоря, он в одну сторону летит 100 км и в другую 100. Но это в идеальных условиях. В реальных же все иначе: ветер, боковой или встречный, может серьёзно изменить картину. Те дроны, где использован двигатель внутреннего сгорания, могут иметь время полета и 10 часов, и 12, и 15, а дальность – до 500 км и далее. В Америке, например, есть стратегические беспилотные комплексы, типа Global Hawk, так вот они способны развивать скорость до 690 километра в час, аппарат может находиться в воздухе около 32 часов и пролетать до 10 тысяч километров. То есть, он взлетает в Калифорнии и садится в Пакистане, а по дороге ведёт мониторинг: фотосъёмку, радиолокацию и всё остальное. Аппараты очень разные.

- Что можно сказать о точности посадки?

- Маленькие комплексы до 20-30 кг, и даже до 50 кг, садятся на парашюте. В зависимости от ветра, они могут отклоняться от точки приземления в диапазоне десяти метров, а то и на 30-50 м, если ветер сильный. Но разработчики усиленно работают над этим вопросом, и есть прогресс – сегодня дроны сажают довольно точно. Есть комплексы, которые садятся по-самолётному, на взлётно-посадочную полосу, и тут уже о точности сложно говорить, зато можно говорить о надёжности.

- Насколько серьёзными оптическими системами можно оснастить беспилотник?

 - Сейчас беспилотники оснащают системами видеонаблюдения в основном двух типов. Первые – гиростабилизированные видеокамеры, в режиме online передающие информацию; вторые - ИК-камеры, работающие в инфракрасном режиме. Последние, кстати, могут работать и в дневное, и в ночное время. Ставят и фотокамеры – они дают более качественное разрешение, более чёткую картинку. И чаще всего беспилотники оборудуют как тем, так и другим – и фотокамерой, и видеокамерой.

- Росгвардия намерена использовать дроны для наблюдения за митингующими. Что Вы об этом думаете?

 - Теоретически рассмотреть вопрос полётов дронов над митингующими можно, но на практике… Видите ли, они должны летать очень низко, чтобы на фотографиях были видны лица. А это опасно для людей. И коптерные, и самолётные беспилотные системы небезопасны. Они запрещены для полётов над людьми, причём, запрещены во всём мире. Вот была информация, что Росгвардия закупит аэростаты, на которых будут установлены оптические системы для ведения наблюдения в местах скопления людей. Но в этом случае речь шла о неких стационарных объектах, расположенных, скажем, на какой-то городской площади, потому что перемещаться аэростатная система не может. Это более тяжелые по весу комплексы, стационарные, но они дают очень качественную картинку и работают безопасно для окружающих.

dron3

- Но иногда можно видеть дроны, которые беспрепятственно кружат в небе над городом…

 - Это очень неправильно и крайне опасно. И это вне правового поля.

- Означает ли всё сказанное, что мы не доживём до того дня, когда пиццу в офис или почтовую посылку на дом будет доставлять дрон?

- На сегодняшний в Америке уже есть доставка дронами. Например, Amazon уже создал свой центр по транспортировке небольших посылочек с помощью беспилотников. Но это всё – над фактически безлюдными пространствами, какими-то сельхозрайонами, и на расстояние примерно в 10-20 км. Для этого компания получила разрешение в федеральном авиационном агентстве США, оно даёт специальные лицензии каждому беспилотному комплексу с учётом тех задач, которые этот комплекс будет решать, и для каждого такого аппарата конкретно даёт разрешение. О том, что это используется в американских городах – я никогда не слышал.

 dron2

- Могут ли на это технологическое новшество позариться контрабандисты?

- Они уже давно пользуются беспилотниками. Они вообще одни из первых начали их эксплуатировать. Я знаю коллег, которые продали в Южную Америку партию дронов, довольно давно. Нетрудно догадаться о целях этого приобретения.

 

- Скажите, чтобы дрон перенёс килограммовую посылку, он должен быть каких параметров? И сколько стоит такой аппарат?

- Если самолётного типа, то это порядка 8-10 кг взлётный вес аппарата. Цена его примерно 3 миллиона, с учётом стоимости наземной станции. Коптерной системе нужен вес порядка 5 кг, чтобы поднять килограммовый груз. Если это коптерный дрон из разряда игрушечных, то цена может быть 600-700 евро; если же его сделало какое-то КБ, то на порядок выше стоимость.

 

- Как можно противодействовать неправомерному использованию дронов?

- Вы затронули тему очень актуальную. Над этим вопросом некоторое время назад стал работать Израиль, теперь и Россия подключилась. Активно разрабатываются электромагнитные системы, которые создают поля, искажающие сигналы GPS-навигацию и тем самым нарушающие навигацию беспилотника. Это ведёт к потере им ориентации и к падению. Таким образом, кстати, в своё время был посажен в Иране американский комплекс Predator. Разрабатываются также лазерные системы, системы активной борьбы - ракетной и так далее.

- На «бытовом» уровне это вряд ли сработает повсеместно. Представим ситуацию: я – контрабандистка. Еду в Финляндию, и хочу там продать редкую экзотическую жабу, вес которой около килограмма. Таможня меня официально с таким товаром не пустит. Не доезжая до Брусничного, я сворачиваю в лес и запускаю дрон с жабой в сторону Финляндии, чтобы потом найти его уже на финской стороне. Кто это сможет отследить? Никто.

- Согласен. Внедрить системы наблюдения повсеместно не получится. О таких конструкциях, как беспилотники, сегодня все знают. И то, что нет в прессе сообщений о том, что дроны используются для таких случаев, как эта теоретическая история с жабой, ещё не говорит о том, что таких прецедентов нет. Сегодня это хорошее техническое средство для совершения подобных действий. Головы ломают, я уверен, и таможенники, и пограничники, и служба охраны, потому что охраняемые объекты тоже в каком-то смысле «под прицелом».

Наиболее правильный путь противодействия – регистрация дронов. Это способ регулирования, лежащий на поверхности. Человек, который зарегистрировал дрон, он себя вывел в зону пристального наблюдения со стороны заинтересованных структур, в том числе правоохранительных. Сам он уже более осознанно использует этот дрон. В Америке в прошлом году уже была введена такая система регистрации; в России она сейчас уже на утверждении, и очень скоро, уже этим летом, тоже будет внедрена в жизнь. 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы