Экономика

Лёгкая промышленность в России: рентабельнее законсервировать

Предпринимательское сообщество пытается донести до правительства серьёзность положения, в котором находится сегодня отечественное производство. Известный ростовский модельер, гендиректор собственного Дома мод Елена Грималовская поделилась с ПРОВЭД своим видением выхода из кризиса лёгкой промышленности.

 

Предприятия консервируют своё производство

«Как модельер-конструктор я общаюсь и с дизайнерами одежды, модельерами, фабриками по пошиву. Я объездила половину юга России в поисках партнёра, чтобы разместить заказ для своего бренда. По моим оценкам, за последний год 50% малых производств лёгкой промышленности закрылись или простаивают. Многие находятся в частичной консервации», - утверждает Елена Грималовская.

На большинстве крупных фабрик, по её словам, на новое оборудование надеты чехлы. На то, что было куплено в докризисное время, на которое были потрачены деньги, взяты кредиты. Получается, что сегодня его рентабельнее законсервировать, чем использовать. Чтобы оно не заржавело и не испортилось, раз в неделю приходит механик, смазывает, и в таком состояние машины могут простоять долго. А владельцы фабрик, заводов, цехов принимают решение выжидать до тех пор, пока не изменится государственная политика в отношении предпринимательства. Затяжка решения, уверена модельер, приведёт к развалу всей промышленности.

 

Пенсионный фонд — разоритель бизнеса

После введения обязательных отчислений в ПФ работодателем за своих работников первыми не выдержал эту нагрузку микробизнес. Индивидуальные предприниматели, нанимавшие сотрудников, стали массово закрывать ИП, пополняя число безработных. Теперь настала очередь малого и среднего бизнеса.

По мнению Елены Грималовской, в Пенсионный фонд производитель не должен платить ни копейки, у него без того достаточно налогов. Или должны быть введены налоговые каникулы, хотя бы на пять лет, для недавно открывшихся производителей и тех, кто берёт на себя обучение профессии. Молодой специалист, у которого нет практики и опыта, не то что не принесёт прибыль предпринимателю, а введёт его в убытки. Пока он научится выполнять работу качественно, переведёт ни один метр ткани, если рассматривать швейную отрасль. И всё это время работодатель должен платить за каждого полноценные налоги, а ещё доплачивать мастерам, которые шефствуют над учениками. Правда, за наставничество предусмотрена госсубсидия в смешную одну тысячу рублей, но её получают единицы.

«Сегодня государство использует определённую схему, - делает вывод предприниматель Грималовская. - Оно позволяет перебросить неустроенную молодёжь и пенсионеров на бизнес, сняв таким образом с себя обязательства за них. А непомерные поборы разоряют малый и средний бизнес. Я бы назвала это неграмотной экономической политикой и даже схемой развала промышленности и экономики РФ».

 

Таможня и банки добивают

Бизнес неоднократно критиковал высокие таможенные платы. По словам Грималовской, пошлина на ввоз оборудования зачастую достигает почти стопроцентной его стоимости. То же касается и зарубежных тканей, ведь пока на российском рынке слишком мало качественного отечественного материала.

«Мы столкнулись с тем, что себестоимость наших изделий при этих условиях в два раза выше, чем готовых, поставляемых из-за границы. При этом в них заложена рентабельность всего 30 %. Если мы выставим даже небольшую наценку, в 25-30% на покрытие расходов, все равно выйдем на цифры, значительно превышающие рыночные на подобную зарубежную продукцию. В таких же условиях находятся и швейники — у них высокие расценки, и они тоже не могут их пока снизить», - говорит наша собеседница.

Участие банков в поддержке производства, как считает Елена Грималовская, также мешает их развитию. Ставка не должна превышать 5%, даже 7% могут привести к катастрофе, и даваться банковские кредиты должны и минимум на 5 лет.

«Я просчитала на опыте своего бизнеса: если мы купим сырьё, заплатим налоги, взносы в ПФ, выплатим амортизацию, зарплату, то продукция будет в два раза выше в сравнении с ценой, по которой реализуются китайские товары. Все придумано для того, чтобы товар закупался из Китая, Бангладеш, Индии, а не производился в России. И чтобы отдельные люди клали проценты от ввозимого товара себе в карман», - рассуждает модельер.

 

Кадры: одни готовят, другие пользуются

Сегодня почти упразднена система подготовки специалистов среднего звена. Институты выпускают модельеров, дизайнеров, но почти нет учебных заведений, которые готовят тех же швей. А училища, которые ещё сохранились, вынуждены заниматься совсем другим.

«Их настолько загрузили ненужными бумагами, что некогда выполнять основную работу. В 2011 году в образовании введена система менеджмента, качества подразделений. Каждое звено подчиняется этим требованиям и должно отчитываться перед вышестоящим. Теперь все только и делают, что пишут отчёты, а учебой занимаются в свободное от составления отчётов время», - рассказал коммерческий директор «Дома мод Елены Грималовской» Святослав Колбасин.

Наша экономика находится в рыночных условиях, однако такие организации нельзя рассматривать с позиции рентабельности. Профтехучилища априори не могут приносить сиюминутную прибыль, потому что их задача — работа на будущее. Для этой цели в Ростове был создан инновационный центр индустрии моды при ДГТУ. На его основе за 4 месяца обучают швей. Центр открылся в сентябре 2016 года, уже есть выпускники, но все они ушли работать «на себя».

«Вот ещё проблема, - говорит модельер, - мы свои кадры воспитываем, а их переманивают. Те же китайцы оплачивают им перелёт, возят понравившихся модельеров на конкурсы, там отбирают специалистов и предлагают им работу на своей территории. И поверьте, очень многие уезжают».

Те же, кто не находит применения своим способностям в профессии, зачастую уходят из неё — идут работать в торговлю, на автомойки, заправки. Получается, силы и средства на их подготовку затрачены напрасно. Еще пара лет, и мы потеряем все кадры. Реальный выход из ситуации — предприятиям самим обучать молодёжь профессии. Но это отдельный труд, поэтому тем, кто на себя его взваливает, государство должно предоставлять преференции — не брать с них налоги.

Бизнес многое может сделать, но сегодня государство настолько много на него взвалило, что теперь впору помогать бизнесу. Тому, который производит, а не торгует готовым. Потому что если не принять срочных мер, промышленность  просто умрёт, и на её восстановление в будущем потребуется больше денег, чем на поддержание сегодня.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы