Экономика

Кудрин: Технологические вызовы перед Россией намного больше, чем геополитические и военные

Россия сейчас находится на исторически низких темпах экономического роста, которые даже ниже, чем в СССР в период застоя, считает руководитель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин. О том, что происходит с экономикой и что нужно делать, чтобы она не развалилась окончательно, он рассказал на Гайдаровском форуме-2017 в докладе «Устойчивый экономический рост: модель для России».

Кредит доверия экс-министра финансов у президента Владимира Путина достаточно большой. По этой причине основные вопросы этого чисто теоретического доклада имеют все шансы стать главными векторами реальной российской экономики.

По мнению Алексея Кудрина, старая модель экономики сегодня уже не работает, а работа в рамках новой модели пока не запустилась. И, по мнению экономиста, необходимо предпринимать действия на уровне политических сил.

«Не принимаются решительные меры, которые бы позволили создать и запустить новую модель экономики. Перед нами стоят очень серьёзные вызовы, которые объективно сдерживают наш экономический рост. Мы попали в длительную полосу низких темпов, которые не связаны только лишь со снижением цен на нефть или санкциями. Мы должны сказать, что основные проблемы лежат внутри России, и главные из них – институциональные и структурные», - сказал Кудрин.

Шаги, которые должны делать правительство, президент – они неординарны, и они достаточно серьёзны. Кудрин перечислил основные вызовы, на которые срочно нужно реагировать.

«Прежде всего, это демографические вызовы, недостаток инвестиций, включая проблему санкций, наше дистанцирование от мировых финансовых рынков, низкое качество государственного управления», - уточнил он.

«В условиях санкций мы предполагаем, что придётся опираться главным образом на ресурсы наших предприятий. И здесь ключевым фактором оказывается низкая инфляция, низкая стоимость денег. В финансовой сфере мы должны уже в среднесрочной перспективе стремиться к снижению инфляции до 2-2,5%», - добавил спикер.

 

Источником роста нашей экономики должен стать экспорт

Как следует из доклада, низкий платёжеспособный спрос и низкие темпы его роста внутри страны не позволяют нарастить производство и услуги. Нужно иметь активные позиции на внешнем рынке, при этом доля несырьевых и неэнергетических товаров должна превысить 50%. 

«А что у нас с производительностью труда? Темпы её роста в середине нулевых достигли 4% в год... Сейчас же мы стабильно снижаемся. Нам нужно поднять рост производительности в ближайшее время минимум до 1% в год, а в последующие годы она должна расти не менее, чем на 2% или 2,4%. Мы все понимаем, что нашей стране, чтобы сохранить свои доли на мировых рынках, в том числе рынке углеводородов, нужно иметь темпы экономического роста выше среднего. Такая задача ставилась и пять, и семь лет назад, но до сих пор она не решена. По нашему прогнозу, в случае проведения предлагаемых системных реформ, мы сможем выйти к 2019 году на уровень роста экономики выше 3%, а к 2022 году – более 4%», - отметил Алексей Кудрин.

По прогнозу, озвученному в докладе, к 2035 году нам удалось бы увеличить ВВП в два раза, по инерционному – всего лишь в полтора раза. Инерционный сценарий исходит из меньших темпов, которые можно достичь при факторах, присутствующих сегодня на рынке.

«В случае же непроведения реформ мы можем раньше указанных сроков потерять наши позиции на мировых рынках, поскольку мир активно начинает перестраивать свои энергетические системы. Поэтому идти нужно смело», - заявил экономист.

 

О технологическом отставании

«Мы встали перед проблемой технологического отставания России от мира. Причём это, на мой взгляд, самый серьёзный вызов, который перед нами стоит в ближайшие 10-15 лет. Это означает сжатие нашего экономического потенциала и снижение уровня жизни граждан, потому что мы будем терять рынки, не будем участвовать в этих новых рынках», - сказал Алексей Кудрин.

Для наглядности отсталости он привёл пример: количество многофункциональных роботов, приобретаемых на 10 тысяч работников в год, по данным за прошлый год, в Южной Корее составляет 438, в Китае - 36, а в России – 2. Германия, Китай, Финляндия, Великобритания, Сингапур приняли за последние 3-4 года программы технологических прорывов. И динамика развития новых технологий сегодня такова, что мы рискуем отстать от развитых стран навсегда.

«В то же время состояние государственных институтов и предпринимательской среды (неготовность к риску) сегодня на таком уровне, что не позволяет нам решать те задачи, о которых я говорил», - отметил эксперт.

Среди рисков в технологическом развитии в докладе названы: короткий горизонт планирования в силу ряда обстоятельств, в том числе и состояния финансового рынка, который был до этого, зарегулированность экономической деятельности, чрезмерное давление на бизнес со стороны силовых и правоохранительных ведомств. И фонды поддержки не всегда срабатывают так, как надо.

Кудрин обратил внимание на проблему уменьшения оборонного потенциала и угрозы суверенитету страны, если Россия не станет технологической державой. «Я должен сказать, что даже эксперты-военные в нашей группе говорят: технологические вызовы перед Россией намного больше, чем геополитические и военные», - поделился он.

 

Об акценте на несырьевой экспорт

«Нам больше нужно учитывать задач технологического развития. Наращивание несырьевого экспорта в два и более раз – задача существенно более сложная, чем просто экспорт однородного товара. Это тысячная номенклатура. Это специалисты, сопровождающие товары, а также люди, которые будут обслуживать экспортируемую технику и оборудование там, куда оно продано и где эксплуатируется. Это громадная, сложнейшая система, которая требует консультаций международных экспертов, экономистов; привлечения маркетинговых агентств, которые займутся продвижением российской продукции», - заявил Алексей Кудрин в своём выступлении.

По его мнению, нужно создать систему новых и точных ориентиров для наших консульств и торгпредств, для наших бизнес-ассоциаций, имеющих представителей в других странах, чтобы заходить на рынки других стран с учётом всех особенностей каждого рынка, а это юридические и финансовые нюансы, различные нормативы и стандарты.

 

О динамизме рабочей силы

«Поскольку в силу демографических условий нам придется опираться в экономике на взрослых, то нужно сделать так, чтобы образование было непрерывным для всех возрастов. Рынки будут обязательно меняться, одни профессии появляться, другие исчезать... В области здравоохранения – акцент на мониторинг, профилактику, ведение здорового образа жизни, активное долголетие. Пусть граждане будут мобильнее: покидают депрессивные города и переезжают в развивающиеся, где есть потребность в рабочих руках. Нам нужно способствовать динамизму рабочей силы, иначе мы не сможем сконцентрировать в точках роста достаточно квалифицированные трудовые ресурсы», - считает Кудрин.

Он констатировал, что молодежь сегодня в регионах не считает, что живёт в современной стране, и думает, что только переезжая в Москву, можно приобщиться к современному качеству жизни. И предложил своё видение решения этой проблемы:
«Мы должны создать на территории России 10-15 городов агломераций, которые будут сопоставимы на востоке страны – с азиатскими конкурентами, на западе – с европейскими. Пока же у нас только два города в России могут соревноваться с ведущими городами мира по качеству жизни – это Москва и Санкт-Петербург.

Сельские регионы не должны заниматься только сельским хозяйством: там тоже нужно развитие транспортной инфраструктуры и создание креативных индустрий – от дизайна до программирования...».

 

О доверии

«Важнейший ресурс для этой системы – это доверие. У нас высокое доверие к президенту, но если мы посмотрим на доверие к таким институтам, как парламент, полиция, отдельные министерства, – оно ниже, меньше 30, 25, а то и 15%. При таком низком доверии к основным институтам власти очень трудно проводить реформы», - сказал при этом экономист.

 

О возможных переменах в экономике США

Дональд Трамп сделал ряд настораживающих весь экономический мир заявлений, отметил Кудрин в своём докладе. Все высказывания нового президента связаны с увеличением протекционизма Соединенных Штатов, речь идет об отмене и пересмотре ряда сложившихся и действительно работающих норм в этой сфере.

«Увеличение протекционизма приводит к снижению темпов мирового экономического роста. Если существенно будет наращён импортный барьер для китайских товаров, это снизит темпы роста Китая. Соответственно, мы будем ощущать проблемы, в том числе и с валютными курсами. Россия, как ближайший сосед Китая, это почувствует», - сообщил выступающий.

Кроме того, он сделал акцент на активном, массированном инвестировании в инфраструктуру США, предлагаемую американской политической элитой, с увеличением наращивания дефицита в бюджете. Это опасно для кредитоспособности страны. Америка уже имеет предельное увеличение долга, и дальнейшее наращивание может снизить доверие к доллару. Такого рода меры были приняты настороженно. Соответственно, если такая политика бюджетного дефицита будет осуществляться, а это в последние две недели заявлено экспертами, то будет быстрее повышаться ставка федеральной резервной системы как ответная мера для балансировки экономики. Это существенно удорожит деньги для западного мира с целью удержать внимание к доллару, и возникнут дополнительные риски по долларовому рынку.

Меры Трампа недостаточно выгодны, в том числе для мировой экономики и в конечном счёте для США, считает Кудрин. 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы