Общество

Что в РПЦ попало – то пропало. Почему передача храмов церкви тревожит историков

Официальные власти Петербурга несколько сдали назад в деле передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви. По словам вице-губернатора Михаила Мокрецова, формальным собственником Исаакиевского собора останется Петербург, так как объект ЮНЕСКО должен по закону находиться в собственности государства. Оплачивать его реставрацию будет городской бюджет, а РПЦ же будет пользоваться храмом бесплатно. Зато содержание и повседневные нужды собора будет оплачивать все же церковь. Вместе с тем, РПЦ собирается отменить плату за вход в Исаакиевский собор, об этом заявил председатель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом Владимир Легойда, он также пообещал, что здание продолжит функционировать и как музей. 

Напомним, Исаакиевский собор за 2016 год его посетили 3,9 млн туристов. Заработок музея составил более 800 млн рублей. Это одно из сравнительно немногих учреждений культуры, которое полностью само обеспечивает себя средствами. Как правило, именно на такие знаковые объекты как Исаакий и претендует РПЦ, хотя и без них число располагаемых церковью храмов постоянно растет, хотя и медленнее, чем в 90-ые. Так, в Москве каждый год строится 10-12 храмов, а всего с 2000 по 2014 год в России открыто около 20 000 православных храмов. 

Юридическим основанием для передачи госимущества церкви является подписанный в 2010 году президентом Дмитрием Медведевым закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Вице-губернатор Петербурга Михаил Мокрецов рассказал, что по этому закону комитетом имущественных отношений города с 2010 года передано 54 объекта религиозного назначения в собственность и 16 объектов в безвозмездное пользование церкви, а всего с 1990 года в Петербург таким образом передал 304 объекта недвижимости. 

Часто церковь претендует и на здания, бывшие до того музеями, активней всего этот процесс идет в Москве. Из последних случаев: Храм Воскресения Христова в Кадашах и Покровский собор Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке (2006 год, до того оба здания принадлежали реставрационному центру имени Грабаря), Новодевичий монастырь и Крутицкое подворье (2010, до того оба здания принадлежали государственному историческому музею), Храм апостола Иоанна Богослова под Вязом (2011 год, ранее Музей истории Москвы), Церковь Климента папы Римского (2008, до этого фондохранилище РГБ). В Петербурге в последние годы был передан, например, Храм Преображения Господня на Аптекарском острове, до 2006 года здание принадлежало ЛЭТИ.

Очень часто приходится слышать, что РПЦ не умеет сохранять переданные ей храмы и разрушает их художественный облик. Так, архитектор-реставратор, советник Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Попов в комментарии «Медузе» напомнил, что в Архангельской области деревянные памятники РПЦ обшивает сайдингом, что равносильно их уничтожению. А в Вологодской области, в соборе Спаса Преображения в ходе реставрации поставили пластмассовые подоконники и пластиковые окна.

С тем, что церковь не зарекомендовала себя ответственным собственником, согласен и заведующий сектором русской философии Института РАН Анатолий Черняев. «Мы можем вспомнить ситуацию с Боголюбской иконой во Владимире. После передачи в РПЦ она была утрачена, так как, несмотря на все обещания, климатический и температурный режим хранения не соблюдался. Ответственности за это никто не понес, так как церковь, фактически, находится вне правового поля в современной России. В церковной среде известны многочисленные примеры насилия, сексуального в том числе, правоохранительные органы реагируют на это достаточно редко», - отметил Анатолий Черняев. Он не исключает, что и Исаакиевскому собору может быть нанесен ущерб после передачи в церковь.

Кроме того, эксперт отмечает некорректность иного используемого термина «реституция» в данном случае. «Реституция - это возвращение. А Исаакиевский собор никогда не принадлежал церкви, а находился в собственности государства и был построен за государственный счет. Передача его в РПЦ может ограничить доступ в храм всех желающих, что недопустимо, учитывая его историческую и художественную ценность», - сказал Анатолий Черняев.

Что касается возможности бесплатного посещения собора после передачи церкви, то здесь может возникнуть ситуация как в Успенском соборе во Владимире, также переданного в РПЦ. «Там во время богослужения с посетителей не берут деньги, но во все остальное время посещение остается платным. Судьба собранных денег не ясна, серая бухгалтерия является нормой для церкви. Напомню, формально все свечки в церкви и все обряды являются бесплатными, но на практике это не так», - пояснил Черняев.  

Важно отметить, что в отличие от передачи зданий, передача икон церкви юридически невозможна, так как они не могут быть выведены из фондов музеев России. На практике же лояльные РПЦ чиновники обходят эту норму, передавая икону «на временное хранение», причем сроки временного хранения постоянно продляются.

О том, что передача имущества церкви весьма сомнительна, говорит и кандидат исторических наук, историк церкви Ирина Карацуба. «РПЦ часто просто не способна обеспечить должной защиты передаваемым памятникам. У них нет нужного штата реставраторов и искусствоведов. Да и культурный уровень самих священнослужителей часто недостаточен. Во второй половине 20-ого века искусственно создавалась ситуация, при которой в семинарию идут наименее инициативные и грамотные люди. Это отражается на образовательном уровне церкви до сих пор. Хотя, конечно, приходы очень разные, и такая ситуация далеко не везде. Теоретически, было бы хорошо, чтобы многочисленные полуразрушенные церкви, находящиеся в провинции, были переданы церкви и восстановлены за счет средств приходов. Но на практике это невозможно – так как именно в таких местностях приход это один священник и десять бабушек-прихожанок, денег там нет. Церкви нужны здания в богатых приходах крупных городов, хотя ей и так уже отдали там все что можно», - отмечает историк. 

По словам Ирины Карацубы, посещаемость храмов снизилась в два раза по сравнению с концом 90-ых, началом 2000-ых. «Зачем церкви Исаакиевский собор? Сравнительно недалеко от него расположен огромный Казанский собор, в нем может разместиться до 7 тысяч молящихся, но он очень далек от заполнения даже в Рождественскую службу. Так что и Исаакий будет пустовать», - резюмирует она.

Историк отметила, что в религиоведческом и музейном сообществе есть консенсус – церковь уже давно вернула себе причитающееся, а в рамках государственной собственности памятники истории и искусства сохраняются лучше. Некоторое оппозиционное единство намечается и в Петербурге – против передачи Исаакия объединились такие разные структуры как «Яблоко», «Справедливая Россия», «Парнас», «Открытая Россия», Партия роста, «Весна» и даже «Коммунисты России». Часть из них планирует присоединиться к планируемой на 13 января «встрече с депутатами ЗакСа», которая пройдет на ступенях собора.              

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы