Экономика

Водка, шоколад и жвачка: что мы продаём в Европу

Водка, вафли, шоколад, чёрный чай и жевательная резинка – вот основные продукты, которые мы везём в Европу. За первые девять месяцев 2016 года Россия увеличила экспорт продовольствия в европейские страны на 15%. Что именно и куда мы продаём?

Что покупают европейцы?

Главные покупатели российских продуктов – Германия, Молдавия и Латвия. В десятку ключевых партнёров также входят Великобритания, Финляндия, Литва, Польша, Испания, Нидерланды и Эстония. В двадцатке – Сербия, Бельгия, Дания, Босния и Герцеговина и Швеция, которые в прошлом году рекордно нарастили закупки российских продуктов. К примеру, поставки продуктов из России в Данию в 2015 году в денежном эквиваленте выросли на 820%, в Боснию и Герцеговину – на 7800%.

Немцы у нас в основном берут водку, орехи, шоколад, кондитерские изделия и чёрный чай. Как ни странно, в Германии пользуется спросом и российское солодовое пиво. А также – вафли, соусы, хлеб и мучные изделия из России.

Стоит отметить, поставки водки, чёрного чая и жевательной резинки из России в Германию растут на протяжении последних десяти лет. Так, например, экспорт российской водки с 2006 года вырос в 3,5 раза в денежном эквиваленте, а жвачки – в 20 раз.

По данным De la Rey

В Молдавию мы везём почти всё то же самое: соусы, жевательную резинку, чёрный чай. Помимо этого, продукты с экстрактами кофе и какао, кондитерские изделия и молочную продукцию: сливки, йогурты, кефир. Молдаване покупают у нас детское питание, рыбные консервы, хлебобулочные изделия и пиво.

На протяжении последнего десятилетия мы активно наращиваем в Молдавию поставки шоколада, молока и сливок, а также вафель и консервированной скумбрии.

Латыши, как и немцы, в основном покупают в России водку. На второй строчке закупок – российский шоколад. Пользуются в Латвии спросом и наши орехи, семена, кондитерские изделия, в том числе вафли и печенье, чёрный и зеленый чай, пиво, дрожжи и даже макароны.

Как показывает статистика, экспорт российского шоколада в Латвию с 2006 года в денежном эквиваленте вырос в два раза, чёрного и зелёного чая – в восемь раз, поставки соусов – на 40%.

По данным De la Rey

Просто отыграли назад

В целом за первые девять месяцев 2016 года объём российского экспорта продуктов питания в страны Европы составил 206,7 миллиона долларов, что на 15% больше показателя аналогичного периода 2015 года. Цифра хорошая, но радоваться особенно нечему: в этом году мы просто вернули то, что потеряли годом ранее, объясняет исполнительный директор Ассоциации малых и средних экспортёров Юрий Шурыгин.

– Увеличение экспорта в страны Европы на 15% за первые девять месяцев 2016 года – это просто отыгрывание падения, которое было в 2015 году. Если посмотрим данные за прошлый год, то увидим, что по всем странам было большое снижение, – отмечает эксперт.

В целом в 2015 году объём российского экспорта пищевых продуктов в страны Европы составил 271 миллиона долларов, что на 22% меньше, чем в 2014 году.

По словам эксперта, вернуть былые объёмы в этом году отечественным компаниям удалось за счёт того, что они смогли перестроиться и переформатировать свою работу в кризис. Наращиванию экспорта способствовало снижение цены на российские продуты из-за ослабления рубля, но это не единственная причина роста. Помимо ценового преимущества, по словам Юрия Шурыгина, «у российских продуктов хорошая репутация с точки зрения экологической чистоты».

– Одной из основных причин, почему наша продукция востребована, например, в Европе, является то, что она в большинстве случаев является экологически чистой, выращенной без использования каких-то добавок и химикатов. К примеру, сборы дикороса, орехов, грибов, ягод (особенно, если это таёжные сборы) идут на ура на всех рынках – и европейских, и азиатских, – поясняет он.

Малым не по зубам

Впрочем, есть и проблемы. В основном экспортируют продукты только крупные компании, малый и средний бизнес в этом процессе почти не участвует.

– Экспорт продуктов питания пока в большей степени доступен крупным предприятиям. Заказчиков чаще всего интересуют большие объёмы, а малые предприятия не всегда могут гарантировать своевременность поставок необходимых объёмов. Малые производители продуктов питания тоже выходят на внешний рынок, но им значительно сложнее, – объясняет исполнительный директор ассоциации экспортёров.

– Что касается европейских рынков, то здесь важно наличие сертификатов, качество и хорошая рекламная компания, – добавляет Юрий Шурыгин.

Низкая цена не всегда является ключевым фактором на внешнем рынке, подчёркивает эксперт. Иногда, напротив, экспортёру следует уйти в сегмент премиум-класса, чтобы выйти за рубеж. В европейских странах уровень жизни достаточно высокий и есть огромный средний класс, который может себе позволить питаться качественно.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы