Экономика

Аграрии остались без импортной техники, а с отечественной беда

Российский парк техники нуждается в обновлении. По данным Минсельхоза, сегодня на полях страны работает порядка 600 тысяч тракторов и комбайнов, из которых у половины износ составляет более 10 лет. В связи с этим правительство увеличило субсидирование сельхозтехники — в 2016 году выделило 10 миллиардов рублей — в пять раз больше, чем планировало. Заводам сельхозмашиностроения стали возвращать из федерального бюджета от 20 до 30 % от её стоимости (ранее было 15%). Предполагалось, что субсидии будут заложены в стоимость техники, которую сельхозпроизводители будут покупать по более дешёвой цене через систему лизинга. Только выгодоприобретатели этой системы уже определены.

Помощь для своих

«Деньги распределяются по принципу «кто первый встал — тому и тапки». На деле первым встает крупный бизнес, а до малого доходят крохи. Деньги в основном делятся «под столом» между своими», - говорит председатель АККОР Ростовской области Александр Родин.

По его мнению, крупные холдинги вообще не должны иметь права на получение господдержки. Поскольку вся прибыль в цепочке производство-переработка-реализация концентрируется в одних руках. Он также считает, что деньги должны контролироваться сельхозпроизводителями, а не производителями техники.

«Если мы хотим бороться с коррупцией и добиться справедливости в распределении средств, надо вводить квоты на льготные кредиты, на господдержку, на развитие фермерства — как это было в 90-е. Причём, отдельно для каждой категории производителей и в соответствии с заявками самих аграриев», - утверждает Александр Родин.

В прошлом году он выносил этот вопрос на заседание Общественной палаты с участием президента — результатов никаких. В этом году надеется добиться принятия такого решения.

Монополисты от машиностроения

А между тем квоты на приобретение сельхозтехники существуют. Правда, опять же не для простых пахарей, а для производственников. Те же поступают в соответствии с собственными интересами. Например, не спешат осваивать федеральные деньги, ведут себя по принципу «сам не ам, и крестьянам не дам». Так, гигант машиностроения «Ростсельмаш» в прошлом году завершил представление документов на получение субсидии лишь в декабре. Это означает, что сельхозпроизводители вынуждены были отложить покупку техники у завода на будущий год. Как сообщил за круглым столом в газете «Крестьянин» замминистра сельского хозяйства Ростовской области Анатолий Кольчик, прошлогодняя квота предприятиями региона не освоена.

«В министерстве сейчас зарегистрировано 680 договоров на общую сумму более 1 млрд 230 млн, а квота 990 млн, - пояснил он. - Я больше чем уверен, часть договоров не будут работать, это больше договорённости. Мы еще 40% только из квоты выбрали. В целом в России они освоены, но по регионам сдвигаются по годам».

 

Импортная техника подорожала и стала уходить с российского рынка — аграрии  переключились на отечественную. Крупные предприятия начали вводить на рынке сельхозтехники свои порядки. В Ростовской области, например, компании поделили регион на зоны своей деятельности.

«Как потребитель я ощутил монополизм, который сложился у нас. Мы хотели заключить договор с «Бизоном», а вынуждены были с «Технокомом», потому что они территориально поделили область. Полностью оплатил, а когда пришло время получать — комбайна нет. Фирма не выполняет своих обязательств, они даже не прописаны в договорах, переносит сроки. То, что рынок поделён,  порождает такие ситуации», - рассказал председатель СПК «Правда» Владимир Сухоруков.

Выбор большой, а нужное найти трудно

Справедливости ради надо сказать, отечественной техники стало гораздо больше. Но при широком выборе аграриям с трудом удаётся найти необходимые агрегаты хорошего качества.

«На рынке сейчас мало нашей обрабатывающей техники, инвентаря. К примеру, запретили сжигать стерню, а шлейфов для снятия соломы просто нет. Мы ищем то, что нужно хозяйству, на выставках. Нужен универсальный инвентарь, который можно было бы прицепить к любой технике. А работать надо так, чтобы подобные вопросы решились быстро, по звонку», - поделился наболевшим главный инженер ООО «Антарес» Николай Бражников.

Аграрии сетуют и на то, что отсутствует индивидуальный подход. Выбор техники диктует технология, на которую делают ставку в том или ином хозяйстве. Но правильный подбор сегодня могут предложить только зарубежные компании, наши машиностроители ещё до этого уровня обслуживания не дошли. К качеству российской техники тоже много претензий, особенно запчастей. Если речь идет о деталях к импортным машинам и агрегатам, то аграрии оказались подсажены на самую настоящую иглу - после изменения курса рубля запчасти стали «золотыми». С нашими другая беда.

«Большое количество контрафакта, - говорит Владимир Сухоруков, - многие, и особенно тяжёлая ситуация с волгоградским заводом, скупают старую технику, снимают запчасти, красят и продают как новые детали. Они разваливаются тут же. Большой спрос на резино-технические запчасти, ремни. Мы их во время уборки ставим — к вечеру на ремне нет даже ниток. Такая же ситуация с подшипниками».

Необходимо изменить политику обеспечения техникой

Директор ФГБУ «Северо-Кавказской машиноиспытательной станции» Геннадий Жидков пояснил, что ситуацию с качеством российской продукции должно улучшить законодательство. Внесены изменения в ФЗ-10, по нему все сельхозмашины должны будут получить заключение машиноиспытательной станции. Без этого они лишатся господдержки. Но чтобы закон начал действовать, нужно принять шесть постановлений. Пока есть только четыре.

«Сегодня происходит так: производитель сам делает заявку, и если хоть по каким-то критериям соответствует требованиям, то получает сертификат. Но в следующем году государство не будет поддерживать заводы, которые не пройдут испытания», - заявил Геннадий Жидков.

Анатолий Кольчик не уверен, что испытанная машина будет долго и хорошо работать, но придерживается мнения, что государство должно выделять господдержку только на ту технику, которая прошла госиспытания. Чиновники сосредоточили своё внимание только на вопросе качества. Это важно, но гораздо важнее изменить государственный подход в корне. Помогать укрепляться не тем, кто и без того неплохо себя чувствует, а малому бизнесу, который не выживет без помощи государства. У нас же всё наоборот:  госаппарат даёт деньги своим, а остальные выживают, кто как может.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы