Право

Ростовские суды, посадившие предпринимателей за решётку, игнорируют ЕСПЧ

В конце июня в Ростовской области прошли суды по двум резонансным делам предпринимателей — Александра Хуруджи и Юрия Осипенко. Несмотря на огласку — об уголовном прецеденте по Осипенко бизнес-омбудсмен Борис Титов рассказал Путину — оба оставлены под стражей.

Бизнесмены обвиняются в мошенничестве по 159 статье. Игнорируются все обращения к правоохранительным органам и даже к президенту РФ, не применять по экономическим статьям неоправданно суровую меру.

Вопиющие нарушения отметил Европейский Суд

29 июня в Новочеркасском городском суде в 28-й раз был рассмотрен вопрос об избрании меры пресечения предпринимателю Юрию Осипенко. Постановление вынесли 30-го, процесс шел в закрытом режиме. Суд продлил срок ареста ещё на три месяца.
Основателю компании ZERS Юрию Осипенко вменяется причастность к деятельности финансовой пирамиды «Инвестор-98». Кооператив отобрал у вкладчиков миллиард рублей, при этом его директор Галина Черенкова находится под домашним арестом. А заёмщик Осипенко сидит за решёткой. 5 июня исполнилось 6 лет, как он находится в СИЗО без предъявления обвинения и возбуждения уголовного дела.

osip

Тем временем Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ), руководствуясь Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, уже зафиксировал нарушения прав Юрия Осипенко. Конкретно ЕСПЧ остался недоволен условиями содержания под стражей, необоснованной длительностью содержания под стражей. По данному решению власти РФ будут должны предпринять меры и предложить одностороннюю декларацию с суммой компенсации Юрию Осипенко.
Также в деле присутствует нарушения по таким статьям: ст. 5 - «Право на свободу»; ст. 6 - «Право на справедливое судебное разбирательство», ст. 13 - «Право на эффективные средства правовой защиты».

Как пояснила мама Юрия, Лариса Осипенко, документы в ЕСПЧ подавались ещё в 2013 году, а решение пришло недавно. По этим статьям адвокаты выиграли в Европейском Суде, что квалифицируется как изменение обстоятельств. С ними Новочеркасский суд был ознакомлен, документы приложены, однако местная Фемида не посчиталась с мнением европейских коллег.

Всё пошло под откос

1 июля в Ростове-на-Дону прошёл апелляционный суд, который оставил в силе прежнее решение о продлении содержания под стражей предпринимателя Александра Хуруджи. Один из акционеров ОАО «Энергия» был задержан в декабре прошлого года в ростовском аэропорту. Его обвиняют в покушении на хищение 500 млн рублей, взысканных в судебном порядке с ПАО «МРСК Юга» за передачу электроэнергии в 2014 году. Никого не смущает, что речь идёт о деньгах, которые были возвращены обвиняемому судом, то есть по закону.

huru

За время нахождения в СИЗО он уже лишился своего бизнеса, а люди, с которыми он работал, ушли из компании. Это означает, что Хуруджи не на кого влиять, а значит, он не сможет препятствовать следствию. Хотя бы по этой причине он может быть переведён под домашний арест.

«Я попросил суд огласить отрицательные характеристики, которые говорили бы о том, что он может заниматься преступной деятельностью дальше или может оказать воздействие на свидетелей — ничего представлено не было», - возмущён адвокат обвиняемого Андроник Кичиян.

Мама Александра, Людмила Михайловна, работает энергетиком-проектировщиком, и рассказала, что всю жизнь мечтала, чтобы дети тоже стали энергетиками.

«Вот они и стали, − говорит Лидия Михайловна со вздохом. − У нас вообще всё под откос пошло — вся семья пострадала, и не только наша. У Маши (супруга Александра Хуруджи) маме сделали операцию на сердце. Внучка неизвестно в какую школу пойдет, и вообще, где они будут жить».

У самого Александра в СИЗО, по словам родителей, из-за недостатка витаминов «посыпались зубы, коронки держатся только на штифтах». Фрукты-овощи они ему передают, а вот с тем, что в камере духота, а вентиляторы запрещены, да к тому же часто прорывает канализация, ничего сделать не могут. Как и шесть адвокатов, пытающихся доказать невиновность своего подзащитного.

Не отпускают ради поддержания образа поборников коррупции

Если в предыдущих заседаниях суд хотя бы пытался рассматривать дело Хуруджи по существу, то 1 июля, по словам Андроника Кичияна, аргументы свелись к тому, что «постановление законно и обоснованно».

bisnБизнес по понятиям - 90-е на новый лад«Речь адвоката в суде занимает два часа со ссылками на нормативно-правовую базу. Речь прокурора — три минуты. И гособвинитель не апеллирует постановлениями или разъяснениями Верховного суда, просто говорит: «законно и обоснованно, имеются достаточные данные». Какие, требую назвать. На что в прямом смысле опускаются глаза в стол», − рассказал защитник о ходе закрытого заседания.
Родственники и знакомые, пришедшие на него, считают это не судом, а шоу, где всё заранее решено. Александр Хуруджи-старший назвал это «позвоночным правом» — когда решения принимаются по звонку. Ещё до начала суда он был уверен, что сына не отпустят. «Потому что задача другая — потрепать нервы и удержать подольше», − высказался отец обвиняемого.

Адвокат Хуруджи говорит, что на самом деле у судов в 90 случаях из 100 есть все законные основания не заключать под стражу. Он видит причину удерживания за решёткой в том, что решение рассматривается через призму коррупционной составляющей. Попросту говоря, судьи, следователи, прокуроры боятся, что их обвинят во взяточничестве за любое послабление.

«Они боятся отпускать даже явно невиновных — зачем им популярность человека «возможно получившего взятку»? Если отпустить, все сразу скажут: ты что, деньги взял? К тому же каждый боится потерять своё место под солнцем. Ведь зарплата у областных судей в районе 100 тысяч рублей, льготы, премии, а пенсия составляет 75% от зарплаты», − рассуждает Андроник Кичиян.

Патриотизм в России наказуем

Эти две резонансные истории, как и их герои, очень похожи. Оба интеллигентны, умны, образованны и талантливы «по наследству». Владимир Осипенко, отец опального бизнесмена, — автор многих патентов и научных разработок, на основе которых был выстроен семейный бизнес. Александр Семёнович Хуруджи — изобретатель, участвовал в разработке авиакосмических проектов «Морской старт», «Протон», «Буран». Дед, Семён Фатеевич Хуруджи, — создатель одного из крупнейших в Ростовской области лесхозов, Почётный гражданин Обливского района Ростовской области.

Оба бизнесмена имели возможность уехать из России и безбедно жить в любой стране мира, но предпочли работать на родине.
Решение своего сына чета Хуруджи поясняет так: «Потому что сдуру верил в справедливость и закон. Он же пытался продвинуть родную Ростовскую область (Александр − представитель АСИ в ЮФО – прим. ред). Чтобы она участвовала в пилотных проектах, чтобы сюда шли инвестиции. И пытался с коррупцией бороться, многие законы сам разрабатывал, в том числе такие, которые защитили компанию «МРСК Юг» от фирм-однодневок».

«Мы жили в Узбекистане, у нас после развала Союза был выбор уехать жить за границу или в Россию, и наш тогда 16-летний сын сказал: я никуда не уеду, это будет равнозначно тому, что лишусь руки или ноги», − рассказала Лариса Осипенко про своего сына.
По мнению Александра Хуруджи-старшего, в России всячески поддерживается выкашивание инициативных, творческих людей. Система борется с такими — ей нужны управляемые и исполнительные.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы