Робкая поступь приватизации: с чем готово расстаться государство
Уже многие годы правительство откладывало приватизацию госсобственности в ожидании лучшей цены. И вот, дождалось – доли в госкомпаниях вынуждены продавать за бесценок, чтобы правительство могло залатать дыры в бюджете, о чем вполне откровенно рассказал Алексей Улюкаев. При этом ни конкретный перечень компаний, ни требования к потенциальным инвесторам все еще не сформированы.
Еще в понедельник президент Владимир Путин заявлял, что новые владельцы приватизируемых активов должны будут находиться в российской юрисдикции. А уже в четверг пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что правительство заинтересовано в иностранных инвесторах и будет радо видеть их интерес к приобретению активов, выносящихся на торги.
То, что правительству трудно расстаться с активами, хорошо понятно, ситуация для этого предельно неблагоприятная, компании сильно подешевели из-за внешней конъюнктуры. Кроме того, в 2016 году январь выдался слишком «горячим». Для совершения сделок инвесторы предпочитают более спокойный рынок. Если курсы ценных бумаг быстро падают, покупатели начинают беспокоиться, что останутся без дивидендов. Если они быстро растут, волнуются уже продавцы. В этом году рынки были слишком нестабильны, что глобально снизило количество сделок.
Но деваться, похоже, некуда, и государственную собственность все же собираются продавать. «В 2014–2015 годах рынок упал и продолжал падать, мы ждали, когда ситуация изменится. Сейчас пришло осознание, что ждать больше некуда. Ситуация бюджетная критичная, общая турбулентность финансовых рынков не дает оснований нам ожидать какого-то отскока, восстановления», - откровенно заявил министр экономики Алексей Улюкаев.
«Критичная» бюджетная ситуация – это хороший стимул. В итоге в примерный список готовых к приватизации компаний вошли, например, «Роснефть», «Совкомфлот», РЖД, «Аэрофлот», «Башнефть» и АЛРОСА. На съезде «Единой России» Улюкаев пообещал, что итоговый список приватизируемого имущества будет утвержден буквально на днях, министр также отмечает «огромный интерес» иностранных инвесторов к подешевевшим российским активам.
При этом правительство четко дало понять, что собирается сохранить контроль над приватизируемыми активами. Вместе с тем, например, в «Аэрофлоте» пакет Росимущества сейчас составляет лишь 51,17%, то есть «разбег» для приватизации чуть больше 1% акций. Гораздо выгоднее в этом смысле смотрится Совкомфлот, который на 100% находится в собственности государства. О продаже 25% акций компании говорят уже несколько лет. Сегодня «Совкомфлот» это одна из ведущих мировых судоходных компаний, специализирующаяся на перевозке нефтепродуктов и сжиженного газа. Флот группы компаний «Совкомфлот» включает 143 собственных судна (учитывая суда в совместной собственности) общей массой полезного груза 12,41 млн тонн и средним возрастом 7 лет. Треть судов имеет высокий ледовый класс. В танкерный флот входит 115 судов. Компания участвует в обслуживании крупных энергетических проектов: «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Приразломная», «Варандей».
Приватизация части «Совкомфлота» кажется неизбежной и сулит большие выгоды, но некоторые эксперты опасаются, что ее вновь отложат. «О приватизации компании мы слышим регулярно как минимум с 2004 года. Тем не менее, у меня нет полной уверенности, что приватизацию госкомпаний, в том числе и «Совкомфлота», не отложат в очередной раз. Трудно не согласиться с Улюкаевым, который характеризует бюджетную ситуацию как критическую. Но принятие действительно серьезных решений все время откладывается, повод для этого находится. Сейчас мы видим, что нефть перестала падать, при этом волатильность уже две недели очень высокая, так часто бывает, когда рынок нащупывает дно. В финансовом блоке прекрасно понимают, что необходимость приватизации это никак не отменяет. Но для противников таких мер это повод тормозить решения. Дескать, сейчас цена на нефть пойдет вверх, все будет как раньше, не нужна приватизация», - предполагает независимый финансовый аналитик Дмитрий Лисицын.
Наиболее вероятный вариант – половинчатое решение, когда небольшая часть не самых принципиальных активов все же будет продана. «Это не решит бюджетные проблемы, но позволит говорить «мы провели приватизацию». Один из наиболее вероятных кандидатов в этом отношении – Совкомфлот. Он будет весьма интересен для инвесторов, учитывая хорошие финансовые показатели компании за прошлый год, когда чистая выручка выросла более чем в два раза. Звучала информация, что компанией, да и другими продаваемыми государственными активами интересуется Сулейман Керимов», - сообщил Лисицын.
При этом влияние приватизации 25% акций Совкомфлота на общее положение дел в экономике не будет слишком значительным, считает профессор кафедры портов и грузовых терминалов университета имени адмирала Макарова Александр Кузнецов. «Это уже сейчас, фактически, получастный перевозчик, просто под государственным «лейблом». Мы должны понимать, что это не самый важный сегмент нашего флота. На фоне тех драматических изменений в экономике, которые вызваны санкционными факторами, частичная приватизация Совкомфлота – это не так значимо. Учитывая, что новые владельцы получат не более 25% акций, это не радикально скажется на работе компании, она продолжит выполнять прежние государственные задачи», - считает Кузнецов.