Экономика

Грузооборот калининградского порта критически снизился

– Вы вообще в курсе того, что творится в портовом хозяйстве России в целом? – обратился к корреспонденту ПРОВЭД первый заместитель генерального директора ОАО "Калининградский морской торговый порт" Владимир Лавренчук. – В результате санкций и антисанкций резко сокращается грузопоток. Мы в Калининграде – не исключение, живём по тем же правилам, что и все остальные. За последние два месяца грузопоток снизился где-то на 30 процентов. Стагнирует автомобильный рынок России – соответственно везут меньше автомобильных запчастей и комплектующих. В принципе, на сегодняшний день активизируется экспорт из нашей страны. Возможно, что когда-нибудь мы компенсируем снижение импорта экспортом, но это дело не ближайшего будущего. Пока же всё плохо.

Калининградский морской торговый порт – одно из градообразующих предприятий региона. Это единственный не замерзающий порт на Балтике. Из него суда идут 36 часов – до Гамбурга, одного из крупнейших портов Европы.  По железной дороге 48 часов – до Москвы. И 1 час езды до Евросоюза автотранспортом. В калининградском порту есть крупнейший контейнерный терминал в регионе. Сегодня порту угрожает несколько проблем.

По информации местных изданий вероятность банкротства и увольнений нависла над 26 компаниями, задействованными в погрузочно-разгрузочных работах, а это – почти 50 тысяч человек. Правда, директор агентства «Центр занятости населения города Калининграда» Дмитрий Пронин информацию об увольнениях в логистических компаниях пока не подтверждает, но по закону компании должны информировать центр занятости об увольнениях за три месяца, а ни санкции, ни антисанкции пока что никто отменять не собирается. Так что вопрос об увольнениях сотрудников повис в воздухе дамокловым мечом, что не придаёт калининградцам уверенности в завтрашнем дне. Тем более, что замещение импорта экспортом, как уже было сказано – процесс небыстрый.

Поэтому сегодня выход из создавшегося положения ищут политики. Региональные власти направили письма в Минтранс и РЖД. Компания РЖД отменила тарифную льготу на поставки нефти и нефтепродуктов через Калининград, а цена транзита через территорию Литвы и Белоруссии в связи со случившейся девальвацией рубля выросла почти в два раза, что лишает калининградский транзит рентабельности. Но, пока Москва принимать решения не спешит, грузопоток уходит в порты Литвы и Эстонии, лишая страну бюджетных поступлений, а калининградцев стабильности и доходов.

Впрочем, в пресс-службе Калининградской железной дороги считают, что не стоит так узко рассматривать вопрос скидок в рамках тарифного коридора. Александр Першин, пресс-секретарь Калиниградской ЖД, объясняет:

– Бизнес понять можно: ему всегда выгодны преференции. Но РЖД – государственная компания и её деньги – деньги, идущие в бюджет России. Поэтому руководство компании рассматривает весь спектр проблем. Во-первых: скидки в рамках тарифного коридора предоставлялись под гарантии постоянного грузопотока. Обеспечить вышеозначенный грузопоток калининградские компании не в состоянии. Во-вторых: на сегодняшний день компаниям, ведущим транзит через Литву и Белоруссию, выделяются преференции, компенсирующие подорожание транзита, но об этом представители компаний предпочитают умалчивать, акцентируя внимание на отмене скидок со стороны РЖД. В третьих, а что, разве экспортёрам нефти не снижают экспортные пошлины?

В самом деле,  как сообщают в министерстве развития инфраструктуры Калининградской области, правительство области ведёт работу на уровне министерств и ведомств РФ, с соответствующими структурами Литовской республики и республики Беларусь по решению тарифных проблем. А экспортная пошлина на нефть с 1 февраля 2015 года снизилась на 57,3 доллара, то есть, практически в полтора раза. А значит, логистическим компаниям Калининграда ждать ещё одну скидку от РЖД не вполне разумно: обеспечить стабильный грузопоток по железной дороге в условиях его снижения через Калининградский морской торговый порт – ненаучная фантастика.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы