Свое мнение

Балтийский транзит и его влияние на волеизъявление граждан

Балтийский транзит и его влияние на волеизъявление граждан

Ситуация на Балтийской таможне, связанная с усилением мер таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых по процедуре таможенного транзита, вторую неделю находится под пристальным вниманием всех, интересующихся вопросом. Пока экспедиторы забрасывают таможню и прокуратуру жалобами, пока получатели переориентируют свои грузы на менее проблемные таможни, а судовые компании открыто предлагают им рассматривать варианты логистических поставок через порты Прибалтики и Финляндии, государственные органы хранят дружное молчание. Пусть им. Давайте оценим ситуацию с разных сторон. Итак, законно ли действует таможня?

Безусловно, функция осуществления таможенного контроля – прерогатива таможенных органов. Таможенный кодекс уточняет: «При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы». При выборе объектов и форм таможенного контроля, как известно, используется система управления рисками.

ФЗ 311 ситуацию еще более конкретизирует: «При выборе форм и методов проведения таможенного контроля таможенные органы обязаны использовать технические средства таможенного контроля, предварительный анализ информации с тем, чтобы при проведении таможенного контроля не допускать нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров, если это не вызвано чрезвычайными обстоятельствами, связанными с выявленными признаками серьезных нарушений в области таможенного дела и необходимостью принятия исчерпывающих мер по обнаружению и пресечению указанных нарушений». Ну, вот вроде бы все правильно написано.

Но! Не будем забывать, что Стратегия и тактика применения СУР определяется ФТС. Единственный концептуальный документ по СУР был утвержден ГТК в далеком 2003 году приказом №1069. Вы не поверите, но там есть такие замечательные слова:

«СУР должна стать одной из основных составляющих в работе по приведению процедур таможенного контроля в Российской Федерации в соответствие критериям качества таможенного администрирования, предусмотренными стандартами Всемирной торговой организации ВТО:
сокращение времени таможенного оформления;
прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;
партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности».

Золотые слова! Должна. Но не стала. Чем стала СУР, так это инструментом чрезмерного таможенного администрирования, перераспределения товарных и финансовых потоков, неумелого государственного воздействия на рынок ВЭД.

Об этом - примеры сегодняшнего дня. Желая увеличить приток денежных поступлений через свои счета, отдельно взятая таможня тормозит транзитный поток, прикрываясь требованиями СУР. Право выставления на осмотр с применением ИДК без конкретных оснований ФТС предоставила инспектору (приказы ФТС от 06.06.2011 №1200, от 09.12.2010 №2354). На основании липовых заключений специалистов по ИДК следует выставление по «интуитивному» риску №228 на таможенный досмотр. Такое право ФТС предоставило начальнику поста (приказ ФТС от 06.06.2011 №1200). За эффективность этих мер (вспомним про выборочность и достаточность), ФТС с таможни ничего не спрашивает, поскольку никаких показателей для таких случаев не установила. Что же это за СУР такая, где все полномочия по выявлению рисков и выбору форм таможенного контроля ФТС делегировала непосредственным исполнителям?

Выходит, с точки зрения закона Балтийская таможня практически ничего не нарушает? Виновата исключительно ФТС, предоставившая своим нижестоящим органам полномочия бесконтрольно действовать по своему усмотрению.

А вот теперь о политической стороне вопроса. Через 3 недели выборы в Государственную Думу. Лидера знают все. Кто-то воспринимает «Единую Россию» как партию жуликов и воров, кто-то как партию чиновников, но сама она позиционирует как «партия власти». Как бы то ни было, в последнее время, по оценкам независимых наблюдателей, партия катастрофически теряет свой рейтинг.
ФТС, конечно, непосредственно к партии отношение имеет слабое. Но вот к потере рейтинга... 4 декабря, правящая партия непременно будет ассоциироваться у участников ВЭД и всех, стоящих рядом, именно с ФТС, как с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Так что же было сделано службой для установления партнерских отношений? Реального сокращения сроков таможенного оформления? Прозрачности и предсказуемости? «Успехи» государства, благодаря деятельности ФТС, в сфере внешнеэкономической деятельности более чем сомнительны. Так, добавят ли чиновники от таможни голосов за свою любимую партию? И за кого проголосует околотаможенный бизнес? Вопросы, конечно же, риторические.

Но устраивать беспредел в самом крупном морском порту России накануне выборов – это просто подстава для ФТС и правящей партии, которая может дорого обойтись руководству таможни. Вам не кажется, господа?..

Алексей Романов

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры: