Прогнозы развития экономики на 2015 год неутешительные, многие эксперты и ведомства уже осенью прошлого года предупреждали, что россиянам придется потуже затянуть пояса. Однако планировалось, что в течение года цены на нефть все же возобновят рост. Но уже апрель, а серьезных сдвигов в этом направлении нет. Сокращаются объемы промышленного производства, снижается экспорт и импорт, сохраняются санкции в отношении России. Все это вызывает серьезные опасения, ведь доля доходов нефтяной отрасли в бюджете гораздо выше, чем кажется.
Сейчас цена нефти марки Brent колеблется от 60 до 55 долларов за баррель. Отметим, что является основой для ценообразования многих других сортов нефти. В частности, цены на три из пяти российских экспортных марок Urals, Siberian Light и REBCO, рассчитываются исходя из цен на Brent.
Доходы бюджета в 2014 году составили почти 14,5 триллионов рублей. При этом большинство статей федерального бюджета так или иначе связаны с добычей, переработкой или торговлей углеводородами.
Это и доходы от внешнеэкономической деятельности, наибольшую долю которых составляют вывозные таможенные пошлины на сырую нефть, 20% составляют налоги и сборы за пользование природными ресурсами, отчисления на продажу различных нефтепродуктов входят в группу «Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации».
Всего, если суммировать «углеводородные» статьи бюджета, (т.е. те, которые непосредственно касаются различных операций и видов деятельности с нефтью, газом, углем и т.д.) получится, что их объем составит 58% всех доходов бюджета.
И это без НДС на углеводороды, прибылей крупнейших компаний в сфере добычи полезных ископаемых, ряда ввозных таможенных пошлин и многих других налогов также косвенно относящихся к нефтепродуктам.
О гигантских отчислениях в бюджет от сырьевой отрасли свидетельствуют и данные крупнейших нефтедобывающих компаний. Так, только за счет уплаты налогов десятью крупнейшими компаниями, бюджет пополнился на 1564 миллиарда рублей.
Из них 1486 млрд приходится на «Газпром», включая «Газпром нефть».
К концу года стала наблюдаться ситуация: различные экономические показатели, объемы экспорта и импорта начали падать, а объемы отчислений в бюджет наоборот расти. Снижение курса рубля изначально рассматривалось Министерством финансов, как мера пополнения федерального бюджета. Ведь плановые показатели есть, и их надо выполнить. По словам Министра Финансов Антона Силуанова, ослабление курса на два рубля обещало бюджету 380 млрд рублей. Уже в декабре в своем интервью Силуанов отметил, что ранее Минфином было накоплено семь млрд долларов для осуществления в 2015 году валютной траты, в том числе по обслуживанию и погашению внешних долгов и на текущие нужды.
«Видя острую ситуацию в этом году на валютном рынке, мы по договоренности с ЦБ 1,5 млрд долларов продали Центробанку. Это тоже, кстати, помогло, сбило определенный накал. Мы оставили резерв определенный на следующий год, часть средств разместили в валютных депозитах, дали валютную ликвидность банкам, что тоже снизило накал на валютном рынке, что будет в следующем году – посмотрим», – сказал глава Минфина.
В результате всех этих мер ситуация ухудшилась, рубль упал значительнее, чем ожидалось.
При этом, как отметил Силуанов, падение рубля компенсировало примерно лишь половину потерь бюджета России.
Теперь Минфин прогнозирует, что убытки федерального бюджета в 2015 году составят около одного трлн рублей. Любопытно, что по оценкам Минэкономразвития бюджет не досчитается порядка 330 млрд рублей – такие серьезные разницы в оценках вызывают опасения.
При этом, если в конце прошлого года дефицит бюджета удалось покрыть за счет того, что и нефть и доллар упали почти одинаково - на 30-40%, то уже с января рубль растет быстрее, чем цены на нефть.
Однозначного прогноза относительно того, что станет с бюджетом, конечно построить нельзя, особенно когда по-прежнему неопределенная ситуация, связанная с ценами на нефть, к тому же падают показатели деятельности предприятий, которые платят налоги, сокращается внешнеторговая деятельность. Однако можно выявить в целом, какое влияние оказывают различные факторы на бюджет.
Мы проанализировали, насколько зависят ежемесячные поступления в бюджет от двух основных факторов – курса доллара (руб.) и стоимости одного барреля нефти марки Brent (долл.). Если исходить из ожидаемых показателей Минфина т.е., если курс доллара в месяц составит в среднем 50 рублей/доллар, а среднемесячная цена на нефть составит 65 долларов, то в таком месяце бюджет получит 1270 млрд рублей. Однако этот прогноз был бы справедлив только в том случае, если бы сохранились объемы деловых операций, прибылей, внешнеторговых сделок и т.д., а также поддерживался бы низкий курс рубля. Поскольку по данным министерств и ведомств в январе 2015 уже заметно снижение показателей, то реальные поступления в бюджет станут намного ниже.
Правильнее исходить из реальных возможных показателей. Если представить, что рубль все же вырастет до отметки в 40 рублей за доллар, а нефть останется на нынешнем уровне в 55 долларов за баррель, и так будет продолжаться в течение года, то даже при прежней деловой активности и объемах торговли в среднем в месяц бюджет будет получать только 836 млрд рублей, или за год 10 трлн рублей (меньше на 4,6 трлн, чем за 2014 год).
Рассмотрим, какую долю занимают доходы от углеводородов в бюджете, и как цены на нефть и курс рубля влияют на них.
Наибольшая часть налогов нефтяных организаций включена в такую статью бюджета как «Налоги на прибыль и доходы». Сюда же включены прямые доходы от углеводородов. В данной группе они занимают более четверти – это акцизы на бензин, дизельное топливо и моторные масла, производимые в России.
Цены на нефть напрямую не влияют на данную группу доходов, однако оказывают свое воздействие косвенно, ведь к концу года снизился курс рубля, и многие сырьевые товары для предприятий стали дороже, это сказалось на объемах прибыли. По данным Росстата в прошлом году почти 30% средних и крупных российских компаний были убыточны. Их совокупные потери составили 2,96 трлн рублей.
Если изучать зависимость объемов данной статьи бюджета и цен на нефть марки Brent (в среднем за месяц), то можно рассчитать, что если цена на нефть будет составлять 55 долларов за баррель в месяц, то бюджет будет в среднем по данной статье получать 33 млрд рублей в месяц или 395 млрд рублей за год. Т.е. это меньше, чем в прошлом году на 26 млрд рублей.
Другой статьей доходов бюджета являются налоги на товары, ввозимые на территорию РФ (млрд рублей). К этой группе не относятся ввозные таможенные пошлины, однако сюда включаются НДС и Акцизы. Россия ежемесячно импортирует сырье и нефтепродукты, которые облагаются данными налогами. Доля акцизов в группе невелика (около 1%), однако на НДС, которым также облагаются при ввозе минеральные продукты, приходится почти два триллиона рублей. При этом, если проследить, как изменялись налоговые отчисления, можно увидеть, что к концу года они увеличивались.
Это не связано с ростом налоговых ставок. Причина – рост рублевых отчислений в бюджет из-за низкого курса национальной валюты по отношению к доллару и евро. Когда в Россию ввозятся иностранные товары, их таможенная стоимость из долларов пересчитывается в рубли, а затем уже производится расчет сумм подлежащих уплате налогов. В результате происходит рост отчислений.
Если также рассчитать, насколько зависят доходы данной группы налогов, то можно увидеть, что если бы цена на нефть сохранилась в размере 55 долларов за баррель, то за год бюджет по категории «Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации» получил бы 2459 млрд рублей, т.е. это больше бюджета этого года на 637 млрд рублей. Однако это было бы возможно лишь в условиях поддержания низкого курса рубля.
Другая группа налогов, которая практически полностью зависит от цен на нефть – это налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.
85% всех отчислений приходится на добычу нефти и 12% на добычу природного газа. К концу года объем налоговых отчислений данной категории заметно падал. Налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых (для всех полезных ископаемых, кроме нефти, природного газа и угля). Для нефти, природного газа и угля налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого. При этом стоимость добытого сырья определяется компанией-плательщиком самостоятельно, а они, в свою очередь, ориентируются на мировые цены. В результате к концу года объемы отчислений в бюджет снижались параллельно с уменьшением цен на нефть.
Если в следующем году цена на нефть будет держаться на уровне 55 долларов за баррель, то поступления в бюджет по данной группе налогов составят 2687 млрд рублей, что меньше значений этого года на 192 млрд рублей. Отметим, что курс доллара сказывается на данной группе в меньшей степени.
Самая большая группа налогов, которая формирует более трети российского бюджета - это доходы от внешнеэкономической деятельности. Официальные данные по ним наглядно демонстрируют факт сильнейшей зависимости российской экономики от внешней торговли нефтью.
Половина из них – вывозные таможенные пошлины на нефть, которые изменяются ежемесячно в зависимости от динамики рыночного курса, почти треть – вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты и 9% – это пошлины на природный газ. Отчисления от экспорта и импорта всех остальных товаров занимают лишь скромные 14%.
К концу года правительство снижало вывозные таможенные пошлины на нефть, физические объемы экспорта углеводородов также сокращались, но отчисления в бюджет все равно росли.
Эта статья доходов основная для бюджета по своим объемам, а также по доле углеводородов её формирующих, поэтому в 2015 году, если рубль начнет падать, при низких ценах на нефть показатели доходов от внешнеэкономической деятельности в бюджете покажут рост. Так, при ценах в 65 долларов за баррель и курсе доллара в 50 рублей, только по этой статье доходов бюджет бы за год пополнился на 6193 млрд рублей. Это дало бы прирост на 733 млрд рублей в сравнении с прошлым годом. Однако это возможно лишь в случае сохранения нынешних объемов экспорта, если государство не усилит ограничительные меры, связанные со снижением экспорта углеводородов. А если бы государством не были проведены меры по снижению курса рубля, то бюджет бы получил меньше. Например, за месяц при ценах в те же 65 долларов за баррель, но курсе доллара в 35 рублей бюджет бы получил всего лишь 197 млрд рублей (это в два раза меньше, чем в любой другой месяц 2014 года).
Ещё одной группой доходов, где находятся углеводороды, являются доходы от продажи материальных и нематериальных активов, поскольку сюда включены доходы государства по проектам Сахалин-1, Сахалин-2 и Харьягинскому месторождению.
Стоит добавить, что большая часть налогов от данных проектов поступает в региональный бюджет, поэтому в федеральном бюджете доли низкие. Например, сейчас поступления по налогу на прибыль от «Сахалина-1» делятся так: 22% доходов перечисляются в областной бюджет, 13% – в федеральный. В данной группе налогов также в конце года наблюдался рост отчислений.
Также, есть еще одна значительная статья бюджета, в которой находится немалая доля доходов от углеводородов – это задолженность и пересчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.
Более двух третей данных налогов составляют платежи по проекту Сахалин-1 и платежи при пользовании недрами. Также 0,05 млрд было доначислено акцизов за природный газ.
Основной пик уплаты данных платежей приходится на декабрь, что обусловлено сроками их начислений, а не динамикой цен на нефть.
Наконец, ещё одной группой, которая содержит в себе отчисления от продажи углеводородов, являются «Налоги на товары, реализуемые на территории РФ». Непосредственно от углеводородов получено 103,5 млрд долларов в виде акцизов на бензин, дизельное топливо и т.д.
Остальные доходы данной группы составляют такие налоги, как НДС и акцизы на алкогольную продукцию, автомобили, табачную продукцию.
Таким образом, очевидно, что наш бюджет практически на две трети представляет собой различного рода отчисления от операций с углеводородами. Это и есть та самая «сырьевая игла», на которой, к сожалению, сидит все население страны. Государство при этом искусственно поддерживает высокий курс доллара, чтобы в бюджете оказалось больше «рублей», а потребители оплачивают в несколько раз подорожавшие продукты. При этом, деньги, за счет которых так пополняется бюджет, имеют низкую покупательную способность, и это впоследствии отразится на расходах всех уровней.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!