В Южном таможенном управлении проведено забавное мероприятие - акция «На что жалуетесь?». Должностные лица правовой службы ЮТУ принимали жалобы участников ВЭД на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, давали разъяснения о новом порядке обжалования и помогали желающим составить текс жалобы
По сравнению с обжалованием решений и действий таможенников через суды ведомственное обжалование имеет ряд преимуществ, связанных с отсутствием необходимости оплачивать госпошлину, возможностью не предоставлять документы, подтверждающие доводы жалобы, предусмотрен меньший срок рассмотрения жалобы (один месяц), решение вышестоящего таможенного органа или должностного лица по жалобе вступает в силу немедленно после его вынесения и др. Кроме того, у заявителя сохраняется право последующего обжалования решения таможенного органа или его должностного лица в судебном порядке.
Система рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов, должна служить для оперативного разрешения конфликтных ситуаций и урегулирования споров. На практике часто получается, что используемый инструмент ведомственного обжалования удлиняет сроки решения проблем на время рассмотрения жалобы. Нередко принимаемые решения по жалобе в пользу таможенного органа отменяются при дальнейшем рассмотрении жалобы судом или органами прокуратуры. Порядок подачи, рассмотрения и разрешения направляемых в таможенные органы жалоб регламентируется главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», вступившего в силу 29 декабря 2010 года.
В зоне ответственности Южного таможенного управления за 2010 год была рассмотрена 541 жалоба в сфере таможенного дела. По сравнению с 2009 годом (622 жалобы) их количество снизилось. По мнению таможенных органов, снижение количества поступивших и рассмотренных жалоб связано с изменением с 01.07.2010 года таможенного законодательства РФ. По нашему мнению, снижение связано с потерей у участников ВЭД веры в скорое и законное решение. Характерно, что сами таможенные органы снижение количества жалоб не связывают с улучшением качества своей деятельности.
Подавляющее количество жалоб связано с применением таможенных процедур и таможенных операций, предшествующих основному таможенному оформлению, декларированием и выпуском товаров, исчислением и взиманием таможенных пошлин и налогов (оспаривают решения о классификации и стране происхождения товаров, таможенную стоимость, применение льгот по уплате таможенных пошлин), применением специальной таможенной процедуры перемещения товаров физическими лицами и др. Это вопросы, которые достаточно подробно регламентированы таможенным законодательством и должны быть до автоматизма отработаны у таможенников. Получается, что участниками ВЭД таможенные процедуры изучены лучше, чем работниками таможни. Показатель этого служит количество выявленных недочетов в работе таможенников. По данным Южного таможенного управления в среднем удовлетворено 52% жалоб, т.е. каждое второе решение, принятое таможенниками является незаконным (!). Пойдет ли нормальный гражданин лечиться к хирургу, у которого каждая вторая операция является неудачной… Есть над чем задуматься.
Основные вопросы, которые интересуют участников ВЭД, это вопросы соблюдения таможенными органами требований законодательства при контроле таможенной стоимости товаров; классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России; правомерность применения должностными лицами форм таможенного контроля, в случае отсутствия оснований полагать, что участники ВЭД не соблюдают таможенное законодательство.
Акция «На что жалуетесь?» проводится Южным таможенным управлением уже на протяжении 5 лет. Их целью специалисты таможни видят не столько привлечение максимального количества людей в определенный день (в прошедшей акции непосредственно приняли участие четверо участников ВЭД), сколько привлечение внимания общественности к наличию такой возможности досудебного урегулирования разногласий, повышение эффективности института ведомственного обжалования и правовой грамотности участников ВЭД. Участникам ВЭД хотелось бы, чтобы таможенники услышали, что проблема не в выборе способа обжалования незаконных действий таможни, а в слабой подготовке кадров таможенной службы и понижение количества жалоб должно происходить именно вследствие отсутствия оснований для них.