Приказ Федеральной службы по тарифам (ФСТ), позволяющий РЖД регулировать уровень грузового тарифа на услуги монополии в рамках так называемого ценового коридора, вступил в силу. Теперь железнодорожники сами могут менять инфраструктурную составляющую тарифа в рамках установленных ценовых пределов. Ширина этого коридора – от минус 12,8 процента до плюс 13,4 процента.
«Повышать уровень тарифов разрешено, если средняя стоимость перевозимого груза увеличивается в течение трех месяцев регулирования или более длительного срока на 25 процентов. А также в том случае, если стоимость груза становится выше средней за аналогичный период в течение предшествующих трех лет. Но такое правило распространяется только на грузы, стоимость которых определяется по результатам торгов на бирже, или публикуется в справочно-аналитических материалах Росстата. При этом транспортная составляющая в их цене не должна превышать 20 процентов, делается оговорка в документе», - сообщила «Российская газета».
Тарифный коридор разработан ФСТ в соответствии с соглашением о Едином экономическом пространстве России, Белоруссии и Казахстана. Решение об изменении тарифа для среднесетевых условий РЖД должны принимать, исходя из экономической эффективности и поддержки иных отраслей экономики РФ, в отдельных сегментах рынка – для финансирования объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Вопросы о снижении или повышении тарифов в рамках ценового коридора рассматриваются по инициативе РЖД, операторов, перевозчика или пользователя транспортными услугами.
Принимать решение о снижении тарифа РЖД могут для стимулирования роста грузоперевозок; обеспечения гарантированного объема перевозок; конкурентоспособности ж/д транспорта; стимулирования перевозок в специализированном подвижном составе (контейнерах); привлечения новых грузопотоков, ранее не осуществлявшихся по железной дороге, а также грузопотоков, носящих сезонный характер; обеспечения сопоставимых тарифных условий на экспортные и транзитные перевозки, осуществляемые в направлении одной и той же российской станции и при наличии альтернативных ж/д маршрутов; рационального распределения грузопотоков с учетом оптимизации загрузки российской транспортной системы (при существовании альтернативных ж/д маршрутов); обеспечения возможности использования незадействованных или мало задействованных маршрутов перевозок грузов железнодорожным транспортом; инновационного развития ж/д транспорта, стимулирования внедрения новой техники и технологий на железнодорожном транспорте, в том числе новых типов вагонов и вагонных тележек, обеспечивающего повышение эффективности функционирования железнодорожного транспорта.
РЖД могут снижать тариф для поддержки отраслей экономики РФ при условии компенсации выпадающих доходов. В данном случае допускается снижение тарифов по отдельным направлениям и родам грузов. При этом снижение тарифов в индивидуальном порядке, а также с компенсацией расходов субъекта регулирования за счет решений о повышении тарифов для отдельных перевозок грузов или о повышении общего уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов не допускается.
Среди причин повышения тарифа также рост стоимости промтоваров, потребляемых РЖД для оказания услуг по перевозке грузов, выше прогнозов социально-экономического развития РФ. Это распространяется на товары, стоимость которых определяется по данным информационно-аналитических материалов и доля расходов на которые в себестоимости услуг ж/д транспорта в части затрат на топливо и материалы составляет 5 процентов и более. Увеличить тариф РЖД могут и в случае превышения на 5 процентов и более тарифов на транзитные перевозки на отдельных направлениях по сравнению с экспортными.
Ограничение пропускной способности на отдельных участках инфраструктуры и необходимость обеспечения рационального распределения грузопотоков с учетом оптимизации загрузки российской транспортной системы также позволит РЖД увеличивать тариф.