ЦЕНЫ НА ПРОДУКТЫ
МЕДИАПРОЕКТ ИАИ "ПРОВЭД"
ЗА ЧТО МЫ ПЛАТИМ?
С каждым годом цены на продовольствие радуют нас всё меньше – из-за инфляции и роста налоговой нагрузки многие товары стали в несколько раз дороже, чем стоили ещё пару лет назад. Однако производители и перекупщики не могут увеличивать цену, как им вздумается - их ограничивает предложение конкурентов и спрос со стороны покупателей. Поэтому они вынуждены выкручиваться, экономить на сырье, расходах на бизнес, а иногда и собственной прибыли.
Мы решили сравнить, как изменилась структура цен на продукты питания за последние пять лет, и что именно мы оплачиваем сегодня, когда покупаем тот или иной товар.
В эту категорию включается стоимость всего сырья и материалов, необходимых для производства товаров. У продовольственных товаров их доля составляет от 15% до 50% . Несмотря на рост цен на сырье, за последние пять лет больше всего стали экономить производители колбас и молочной продукции. Так, например, доля сырья в цене вареных полукопченых колбас снизилась более чем на 5%, в молоке, сырах и твороге на 2-3%. Снижение доли сырья сегодня затронуло большинство продуктов питания.
ФАКТИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
Покупая товар, мы также оплачиваем предпринимательскую прибыль – награду бизнесмена за его работу. Сегодня она составляет до 10% от розничной цены, и в последние годы её доля только росла. Больше всего стали зарабатывать производители сахарного песка. Сегодня из 54,7 рублей за килограмм 6,49 рублей идёт в копилку бизнесмена, т.е. почти 12%. А всего пять лет назад отчислялось менее 4% от цены.
От 10% до 50% производитель тратит на вспомогательные материалы, топливо и энергию, содержание и эксплуатацию оборудования, заработную плату, а также общепроизводственные и коммерческие расходы. Больше всего тратят на такие расходы производители ржаного хлеба – свыше 44%.
За последние годы доли затрат на само производство почти не изменились , однако производители стали чуть больше тратить на топливо и заработную плату работников – их доля в цене товара выросла на 2-3%. Также заметный рост показали коммерческие расходы, куда входит реклама продукции. Она составляет от 3% до 11% цены, которую уплачивает покупатель.
Оплата доставки продукции от производителя к посредникам составляет сравнительно малую долю от цены за килограмм товара – менее 1%, поскольку товары обычно перевозятся крупными партиями. Несмотря на рост тарифов на грузоперевозки, сократилась не только их доля в цене, но и стоимость. Так, например, расходы доставки в расчете на 1 литр водки сегодня составляют только 6 копеек, в то время как пять лет назад было 16 копеек.
ОБОРОТ СФЕРЫ ОБРАЩЕНИЯ
Всевозможные посредники также делают конечную цену товара дороже. Затраты на доставку и реализацию продукции, а также уплату налогов розничными предприятиями в среднем составляют от 15% до 50%. Для большинства товаров доля таких расходов в цене выросла на 2-5%. Больше всего мы платим посредникам за их работу, покупая пшеничную муку (52,9% от цены) и макароны (46,7%)
С каждого килограмма продукции производитель делает отчисления в бюджет государства. В конечном итоге эта сумма составляет от 4% до 8% с цены товара. Наибольшую часть её составляет НДС, однако в цену товара также закладываются и другие, например, налог на прибыль или НДФЛ.
Рекордсменом по налоговым отчислениям среди продовольственных товаров по праву можно считать алкогольные напитки. Розничная цена за литр водки (крепостью 40%) составляет 548,3 рубля за литр, из которых полная себестоимость её производства составляет лишь скромные 95,28 рублей, в то время, как сумма НДС и акциза составляет 256,8 рублей.
ПЛАТА ЗА ДОСТАВКУ ПРОДУКЦИИ ПОКУПАТЕЛЮ
КАК ИЗМЕНИЛИСЬ ЦЕНЫ НА ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ?
Говядина бескостная
Ржаной
хлеб
Молоко пастеризованное
Сыры
твердые
Свинина бескостная
Масло
сливочное
Колбаса варёная (в/с)
Водка
(креп. 40% )
Мясо
птицы
Мука
пшеничная
Колбаса полукопченая
Сахар-песок
За последние пять лет продукты питания подорожали более чем на треть, при этом больше всего в ценах выросла не сырьевая составляющая, а надбавки, связанные с налогообложением и работой посредников.
Другими словами, с каждым годом обычные потребители, делая покупку, всё меньше платят за сам продукт.
Автор проекта:
Быркова Екатерина
Источники данных:
Федеральная служба государственной статистики