Дальнобойщики по всей России, как и ровно год назад, вышли митинговать против системы «Платон». Во многих городах местные власти отказались согласовывать акции и митинги, некоторые активисты задержаны. В Химках под «прицел» попали даже журналисты.
В Петербурге Минтранс, отраслевые компании и чиновники из 20-ти регионов страны «сверили часы» относительно реализации важнейшего экономического документа - Транспортной стратегии РФ до 2030 года. Ключевыми темами стали транспортно-логистическое развитие Санкт-Петербурга и Ленинградской области, сливающихся в единую агломерацию, механизм государственно-частного партнёрства вообще и «Платон» в частности.
Отрасль несколько последних лет не может развиваться из-за низкой, не более шести процентов, рентабельности. Сегодня её характеризуют старый автопарк, отсутствие модернизации, серые схемы работы и усиление налогового давления. Сценарии обновления пытаются искать сами перевозчики, однако без государства, которое лишь ужесточает правила, например, введением «Платона», а не наводит порядок.
В России, по разным оценкам, более 200 тысяч автотранспортных компаний-грузоперевозчиков, включая как крупные логистические холдинги, так и индивидуальных предпринимателей. При этом по убеждению экспертов, типичные проблемы сектора практически не зависят от масштаба бизнеса - они не решены государством в принципе: правовых процедур взаимодействия между транспортниками и различными уровнями власти явно недостаточно, а транспортно-логистическая отрасль во многих регионах страны оказалась практически полностью предоставлена сама себе.
На рынке грузоперевозок появляются аналоги Uber, которые позволяют осуществлять перевозки без посредников: заказчик напрямую находит исполнителя и наоборот. Уже несколько подобных сервисов заработали в Украине. Участники российского рынка говорят, что Россия к такому пока не готова.
Каждая третья фура в России – перегруженная. Это не только убивает дороги, но и приводит к авариям и человеческим жертвам. Изменить ситуацию помогут автоматические весы на федеральных трассах, считают в «Росавтодоре». Пилотный проект стартовал в Вологодской области: за неделю работы были выявлены нарушения на 62 миллиона рублей. Перевозчики уже жалуются на высокие штрафы за перегруз, которого по факту нет.
«Как доставить в Россию слона?» − озадачился вопросом ПРОВЭД. Не то чтобы в редакции позарез нужен был слон (хотя было бы здорово!), но вопрос казался интересным – это же логистика, таможня, наше любимое. Ведь у нас есть зоопарки, в которые иной раз привозят животных из-за границы, как быть с доставкой слона или жирафа? Поскольку те виды животных, что живут сегодня в российских зоопарках, – потомки привезенных 20-30 лет назад «иностранцев», мы обратились с прямым предложением к экспедиторам доставить нам слона. Условный слон находится в порту Роттердама и его нужно доставить в Московский зоопарк.
Налог на транспорт обещали отменить в своё время, но не отменили. Акцизы на бензин с начала года повышали уже два раза. Теперь не за горами – увеличение тарифов в системе «Платон», причём, сразу вдвое. Затраты большие, но это далеко не всё. Дальнобойщики рассказали, во сколько сегодня обходится доставка грузов небольшим грузоперевозчикам.
Вторая декада сентября показывает, что ожиданиям осеннего ценопада в сфере автомобильных грузоперевозок  пока не суждено оправдаться. Более того, ряд игроков известили своих клиентов о повышении ставок. Очевидно, что снижение ценовой динамики на рынке предоставления грузовых вагонов не вызвало охлаждения на авторынке. Более, того, по мнению ряда специалистов, отчасти именно цены на стальных магистралях могут стать разогревающим фактором для автоперевозок.
Транспортные компании, перевозящие пассажиров через границу, начали штрафовать за непредставление предварительной информации о пассажирах, сообщил ПРОВЭД участник рынка. Закон, предполагающий передачу паспортных данных каждого из пассажиров до отправления транспорта из исходной точки в систему ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», был принят ещё в 2012 году. Отредактированный регламент информационного взаимодействия с автомобильными перевозчиками появился в июне этого года, и о своей обязанности, а также об ответственности за её неисполнение, несколько перевозчиков узнали по факту на границе России и Финляндии. И рассказали другим.
Частные лоцманы и ФГУП «Росморпорт», предоставляющее судам  своих проводников, не первый год ведут борьбу, совсем не похожую на здоровую конкуренцию. ФГУП в силу своей государственности имеет возможность демпинговать, чем сразу отсекает частников от клиентуры. При этом госпредприятие несет колоссальные убытки, ведь может себе позволить.
«… Просто известили телеграммой, что груз будет доставлен не на Первую речку, а на территорию Владивостокского торгового порта. Какой транзит, какая транспортная доступность, если я просто не знаю, что делать теперь с этими тремя контейнерами?»  Эту пронзительную  в своей абсурдности историю можно поставить в качестве эпилога  громких деклараций в рамках Владивостокского экономического форума. Да и множества других деклараций о развитии транспортной сети на территории РФ.  Сложность в том, что не то чтобы хеппи-энда, просто никакого завершения пока не предвидится.
Последняя инициатива Федеральной антимонопольной службы привела в трепет участников рынка железнодорожных перевозок. Регулятор, ни много ни мало просто решил назначать цены. Пока  просто в пределах некоего ценового коридора. Но  что стоит за пресловутыми  нижними и верхними границами?
Необычный  тренд  обозначила первая декада сентября в сфере грузовых перевозок. Традиционного и ожидаемого увеличения ставок на железнодорожные перевозки не произошло. Соответственно, не появился один из привычных для транспортной отрасли драйвер роста цен, обеспечивающий сезонный разогрев рынка перевозок в целом. В этих условиях автоперевозчики столкнулись с необходимостью срочной коррекции бизнес моделей.
На прошлой неделе в Росавтодоре подвели предварительные итоги первого этапа конкурса на строительство дорожной инфраструктуры за счет средств, собранных при помощи системы «Платон».  Окончательный список обещают представить в конце сентября.  Пока у заинтересованной общественности возникают вопросы не только к конкретным проектам, но и к самой системе сбора и распределения денег «платоническим способом».
Еще на стадии обсуждения «пакета Яровой» участники транспортно-логистического рынка и отраслевые эксперты указывали на серьезные риски снижения эффективности перевозок и даже возникновения «тромбов» в наиболее узких местах. Там, где усложнение процедур приемки-передачи груза грозило разрывом устоявшихся схем доставки. Справедливо указывалось, что дьявол скрывается в деталях и реальные изменения будут зависеть от практических регламентов, принимаемых компаниями  для реализации законодательных установок. Попробуем разобраться, что же происходит «на земле».
Президент России Владимир Путин выразил обеспокоенность состоянием портов и причалов в нашей стране и призвал решать проблему изношенности инфраструктуры за счет привлечения денег частного бизнеса. Эксперты рассказали ПРОВЭДу, почему похвальное желание главы государства в реальности останется неудовлетворённым.
Транзитный потенциал России стал одной из тем, активно обсуждавшихся на Владивостокском экономическом форуме. Были даже презентованы некие проекты новых транспортных коридоров, в реализации которых заинтересованы крупные (но, увы, традиционно не обозначенные конкретно) участники. Сам термин «транзит» настолько часто произносится в последнее время, что невольно всплывает ассоциация с известной восточной мудростью, только в отличие от слова «халва» формирует устойчивую оскомину у потенциальных интересантов.
За иностранные самолеты старше 12 лет импортёрам придется платить пошлину и НДС, решило правительство, чтобы поддержать отечественную авиапромышленность, сообщили «Ведомости». На воздушные суда вместимостью от 50 до 300 кресел младше 12 лет до конца 2019 года продлены льготы – ни импортные пошлины, ни НДС платить не нужно.
В августе текущего года ОАО «РЖД» совместно с дочерними предприятиями и рядом коммерческих структур, а также китайскими партнерам осуществило «первую в истории российско-китайских отношений железнодорожную перевозку фруктов и овощей в рефрижераторных контейнерах из юго-восточных провинций КНР в Москву». Из хороших новостей – «скоропорт» все-таки попал на российские прилавки. Из плохих − сообщений о третьей успешной поставке пока не было.
Участники ВЭД уже привыкли скептически относиться к глобальным транспортным проектам российских властей. Уже много лет планы России стать важной транзитной державой на пути китайских грузов в Европу остаются лишь задекларированными на бумаге. Эксперты опасаются, что та же участь может постичь и транспортный коридор «Север-Юг», который должен связать Персидский залив и европейскую часть нашей страны, но виноваты в этом будем уже не мы, а Иран.