Экспорт российской водки продолжает падать. Как ранее сообщил Минсельхоз со ссылкой на ФТС, с января по май 2015 года поставки водки из России за границу сократились на 44,1% по сравнению с прошлым годом. По мнению директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадима Дробиза, в первую очередь, это связано с политическими событиями.
Внешний рынок
- Прежде всего, закрыт украинский рынок, а у нас очень приличный объем уходил в эту страну. Россия представлена на Украине как агрессор, 80% населения так и считают – можно ли в таких условиях продавать русскую водку? С одной стороны, это инициатива украинцев и украинских компаний, которые не хотят продавать населению водку враждебного государства. С другой стороны, многие бы и продавали, потому что это бизнес, а бизнес всегда выше войны, но есть огромные риски у российских предпринимателей: они опасаются отправить туда продукцию, а денег обратно не получить. Вдруг продукцию арестуют или компанию, которая с тобой работает, прихлопнут за то, что она работает с российской стороной, и так далее. Таким образом, здесь взаимные риски, – отмечает он в комментарии ПРОВЭДу.
Стоит отметить, в последние годы российские производители поставляли водку не только в ближнее зарубежье, но и в дальнее. Как показывают отчеты ФТС, основными импортерами российской водки в 2014 году были Великобритания, Германия, Латвия, Армения, Украина, США, Азербайджан, Литва, Израиль и Франция. По словам эксперта, водку покупали также Италия и Голландия. Падение спроса на российский алкоголь в европейские страны и в США Вадим Дробиз также связывает с политикой.
- Во все дальнее зарубежье водка хоть понемногу, но уходила. Это не значит, что все заводы экспортировали, но, например, «Русский стандарт» и продукция еще ряда заводов уходила активно. Россия в странах всего мира сегодня агрессор, по крайней мере, в Западной Европе и США. Общественное отношение отчасти складывается из официальной информации, и поэтому многие потребители реагируют на это, особенно западные, – поясняет он.
На вопрос ПРОВЭД, много ли потеряли заводы от сокращения поставок за границу, эксперт отвечает:
- У большинства экспортеров это был не столько бизнес, сколько определенная имиджевая программа на перспективу, поэтому убытки небольшие.
Ситуация внутри России
Ситуация на внутреннем рынке тоже не совсем гладкая. Согласно официальной информации, в прошлом году производство водки в России упало на 22,3%. Вадим Дробиз не согласен с этими цифрами.
- Это все ерунда, производство так сильно не упало, оно просто сместилось по времени. Декабрь-январь 2013 и 2014 годов сравнивать нельзя, потому что с 2014 года на 2015 год ставку акциза не повышали, а потому никто не создавал огромных запасов продукции в конце 2014 года. А вот в конце 2013 года ставка акциза выросла на 25%, поэтому в ноябре-декабре заводы «налопатили» огромное количество продукции. Производство водки падает, но не так, как официально объявлено. В прошлом году оно упало в пределах 10%, – добавляет он.
По словам эксперта, в целом снижение производства водки в России связано как с экономическими, так и с социальными факторами. С одной стороны, государство повышает ставку акциза, цена на водку растет, с другой стороны – уровень жизни населения не улучшается, отстает от роста ставок акциза и цен на алкоголь. В связи с этим каждый год часть населения переходит на нелегальную суррогатную продукцию. Расслоение этих «ножниц» завершилось в 2013 году, когда половина потребителей крепкого алкоголя стала употреблять легальный алкоголь, а половина – порядка 33 миллионов – употребляет суррогат.
Еще один фактор, влияющий на спрос водки в России, - демографический.
- В России с 1990 года по 2002 год рождалось в два раза меньше детей, а молодежь по мере взросления выходит на тот или иной уровень потребления алкоголя: на пивной – с 17-18 лет, на винный – с 21-22 лет, на крепкий алкоголь – с 25, но в основном с 27-28 лет. У нас демографический кризис на рынке пива - с 2008 года, на рынке вина – с 2012-2013 годов, на рынке крепкого алкоголя кризис уже идет, но основная его часть начнется с 2017-2018 годов. Таким образом, в силу разных причин потребление крепкого алкоголя падает, но глобального сокращения нет, как правило, легальный алкоголь просто замещается нелегальным и суррогатным при некотором сокращении потребления легального крепкого алкоголя, – подытоживает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА».
Справка: По данным Росстата, в первом квартале 2015 года доля водки и ликероводочных изделий в проданных населению алкогольных напитках сократилась с 43,6% до 41,7% по сравнению с таким же периодом прошлого года. Для сравнения: доля пива повысилась с 38,7% до 40,1%. В целом за первые три месяца текущего года продажи водки и ликероводочных изделий упали на 6,7% - до 29,1 миллионов декалитров, продажи пива увеличились на 1,1% - до 21 миллиона декалитров.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД