Сложившаяся внешнеполитическая ситуация открывает широкое окно возможностей для работы российских компаний с рынком Китая, полагают участники проходящего в Москве V Российско-Китайского форума «Бизнес с Китаем. Кризис: опасность или возможности?». Однако такое взаимодействие ограничено рядом условий, требующих взаимной адаптации.
Согласно планам правительства РФ, к 2020 году товарооборот России и Китая будет увеличен до $200 млрд. В 2014 году, для сравнения, он составил порядка $88,8 млрд. Примечательно, что именно китайские участники форума обратили внимание на структуру товарооборота между двумя странами, отметив, что существует определенная потребность в расширении как номенклатуры российского экспорта в Китай, так и в привлечении китайских инвестиций в Россию. За последние восемь лет, как подчеркнул торговый советник посольства Китая в РФ Джань Дзи, в структуре товарооборота двух стран, с одной стороны, нарастал экспорт сырья и углеводородов, с другой – машин и оборудования. «Задача для России – повысить долю несырьевых товаров», - считает он. При этом китайские производители все больше стремятся поставлять в РФ не столько готовую продукцию, сколько материалы, оборудование, технологии и компетенции для производства на территории РФ. Кроме того, как считает Цай Гуйжу, председатель Союза китайских предпринимателей в России и президент торгово-выставочного комплекса «Гринвуд» (крупнейший инвестиционный проект с китайским капиталом в РФ), сегодня китайские предприниматели хотят инвестировать в производственные мощности на территории нашей страны. Их интерес направлен на такие отрасли, как фармацевтика, сборочное и мебельное производства, сельское хозяйство. Но зачастую российские бизнесмены не готовы участвовать в совместных проектах, поскольку китайские инвесторы, прежде всего, ждут от них хорошо проработанных стратегий и бизнес-планов с четкими сроками окупаемости вложенных средств, показателями рентабельности и учетом потребностей в материальных и трудовых ресурсах.
Наряду с этим, ограничительными факторами взаимодействия становятся языковой барьер, различия правового поля, менталитет, дефицит информации. В этой связи, считает первый вице-президент, руководитель направления «Китай» РАСПП Маргарита Федотова, все более востребованными становятся услуги юридических компаний, разбирающихся в законодательстве как РФ, так и КНР, и готовых составлять необходимые документы на двух языках. «Что бы зайти на китайский рынок сбыта, необходимо, прежде всего, составить грамотный бизнес-план на китайском языке, – отмечает она. – и, конечно, необходимо все же учитывать ту разницу в определениях, которая сложилась. Так, например, у бизнес-сообществ Китая и России есть различное понимание того, какие компании составляют малый и средний бизнес. Расхождение существует на уровне чисел и определения, сколько задействовано на предприятии работающих. Так, для нас малый или средний бизнес – это может быть пекарня, а в Китае – довольно большое энергетическое производство».
Впрочем, как показывает статистика, некоторым другим партнерам Китая все же удалось избежать подобных расхождений. Сегодня Россия, которая позиционирует торговлю с КНР в качестве задачи № 1 и стратегического курса своего экономического развития, стоит на 9 позиции в списке деловых партнеров Китая, значительно уступая США, Южной Корее, Гонконгу. «Во многом это объясняется различием механизмов взаимодействия. Это так же ответственностью российских и китайских предпринимателей, которым не хватает стараний», - пояснила Цай Гуйжу, выразив уверенность, что ситуация вскоре кардинально изменится, исходя из тех стараний, которые прикладывает руководство двух стран для налаживания партнерства.
Тем не менее, как отмечают организаторы форума, до сих пор в России существуют рынки, где до 95% всех торговых сделок с Китаем контролируют перекупщики. Даже крупные отечественные ритейлеры, такие как Евросеть, продолжают работать через посредников. Лишь немногие представители федеральных торговых сетей начали выстраивать свою внешнеэкономическую деятельность в Китае, и готовы делиться опытом ошибок, находок и преодоления подводных камней.
Как рассказал участникам форума коммерческий директор FMG Shipping&Forwarding Егор Жихарев, сейчас совокупность факторов способствует транспортно-логистическому бизнесу, несмотря и вопреки достаточно подвешенному состоянию рынка. По его словам, его текущее состояние определяется тем марафоном курсовой разницы, который наблюдался, начиная с осени прошлого года. Падение рубля очень сильно повлияло на рынок транспортных услуг, что проявилось в катастрофическом падении импорта. В среднем такое падение составило от 35 до 40% в сравнении с аналогичным периодом. «Но с другой стороны, этот тренд можно рассматривать, как в своем роде отложенный спрос. Ведь большинство импортеров в начале курсового падения постарались максимально заполнить свои склады. И на январь этого года товарный запас по разным номенклатурам составил от 3-х до 6-ти месяцев. Соответственно, к концу осени, если курс стабилизируется, ситуация будет улучшаться», - считает он. При этом преимущество получат те импортеры, которые на период предполагаемого товарного дефицита смогут сформировать свои предложения. «Товарный запас в определенный момент закончится, и тот, кто будет обладать его предложением, сможет на какой-то период диктовать свои условия по завоеванию рынка. Нужно готовиться к такой «яме» уже сейчас», - подчеркнул эксперт.
Еще одним позитивным фактором можно считать сложившуюся стоимость перевозки морским транспортом. «Сейчас по-своему уникальное время, когда фрахтовый индекс минимален за последние 5-7 лет. И связано это с тем, что каждая из океанских линий для поддержания конкурентоспособности старается не столько заработать, сколько поддержать грузопотоки. И этим надо пользоваться», - отметил Егор Жихарев.
Однако сегодня пришло время пересмотреть подходы при взаимодействии с таможенными органами, уверены эксперты. К сожалению, представители этого ведомства, в частности, руководитель Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов, приглашенный к участию в форуме, или его заместители этого мнения не услышали, поскольку никто из них не счёл возможным общаться с бизнесом на этой площадке. А реалии сегодняшнего дня заставляют искать более гибкие подходы и снимать административные барьеры, которых по-прежнему ещё много. Но представители бизнеса продолжают надеяться на изменение отношения таможни к делу в лучшую сторону и видят это через призму своих понятий.
«В этом году выполнить план по сбору налогов будет гораздо сложнее. Курс устоялся в рамках и все таможенные посты, в упрощенной формулировке, становятся конкурентами друг для друга. И грузовладелец вправе выбрать на свое усмотрение, через какой из них он будет направлять свой груз и делать таможенное оформление. Соответственно лояльность тех или иных таможенных постов может проявляться не только в денежном эквиваленте, но и в комфортности оформления, потому что, к сожалению, логистика в России сегодня строится от таможни. Если раньше таможня ставила определенные барьеры, то сегодня пришло время пересмотреть эти подходы», - резюмировал Егор Жихарев.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!