Проблемы ПИ, или на хрена козе баян?
Внедрение обязательного предварительного информирования в автомобильных пунктах пропуска готовилось таможенной службой давно и скрупулезно. Удивительным обстоятельством все же являлось то, что руководители всех рангов, выступая на различного рода совещаниях и семинарах, упорно обходили молчанием вопрос о том, что же должно дать предварительное информирование участникам процесса. Кроме слов об экономической безопасности и ускорении таможенных процедур, дело дальше не шло.
Как бодро отмечалось на сайте Северо-Западного таможенного управления, «представление в таможню предварительной информации – это международный стандарт. Например, в странах ЕС (Финляндии) предварительную информацию о ввозимых товарах используют в обязательном порядке уже с 1 января 2011 года. Цель предварительного информирования - оптимизация и ускорение таможенных операций, повышение эффективности таможенного контроля. Эта технология устраняет необходимость ручного переписывания и ввода информации в электронный банк данных, сокращает время на проведение таможенного контроля, автоматизирует таможенное оформление, минимизирует время прохождения грузов и транспорта через границу».
По заверениям таможенных органов, процесс перехода на обязательную процедуру прошел безболезненно. По данным пресс-службы Кингисеппской таможни «первые результаты в этом направлении у Кингисеппской таможни таковы: в апреле 2012 года на оформление одного грузового транспортного средства на таможенном посту МАПП Ивангород уходило 54 минуты, в мае – 52 минуты. А после 17 июня на одну машину приходится 48 минут». Радует хотя бы то, что люди озабочены мониторингом ситуации. Проверить ее у нас нет возможности, поэтому пойдем другим путем.
По логике вещей, сокращение сроков оформления должно неминуемо сократить и длину очередей перед пунктами пропуска. Мы провели свое мини-исследование, опираясь на данные сайта СЗТУ и широко известного среди автомобилистов сайта Граница-Онлайн. Нас, в первую очередь, интересовала ситуация на самой главной в этом смысле – Выборгской таможне в период до и после внедрения обязательного ПИ. Общий результат таков: при общем увеличении примерно на 4 процента транспортного потока через таможенные посты Выборгской таможни, среднесуточная длина очередей на въезд в Россию после введения обязательного ПИ увеличилась на 32%.
Может, конечно, ПИ и не при делах, а во всем виноваты летние отпуска, чемпионат Евро-2012, кризис в Европе, да мало ли что?
Вот и бизнес дает оценку нововведениям на одном из известных околотаможенных форумов (орфография сохранена):
«Ничего непонял. Предвариловки придуманы для скорейшего прохождения границы. Но после 17го числа очереди на финско-русских МАППах растут как на дрожжах... И инспектора сидят в окошках не спеша работая... Разучились нажимать на кнопочку ВВОД???... Остальное за них же уже сделали....»
«Каждый должен заниматься своим делом. Всем понятны чаяния перевозчиков в отношении экономии своих средств, но...
На данном этапе водитель остается между молотом и наковальней. Скажем прямо, шансов без ошибок оформить ПИ за границей очень мало. Более-менее эту работу выполняют три-четыре фирмы в непосредственной близости от границы, при условии, что у них есть консультативная связь с коллегами, находящиеся на самом переходе, в противном случае уследить за изменениями в вопросах оформления невозможно. Остальные фирмы по определению лепят что попало в зависимости от собственного мировозрения. Также, хоть это и неправильнно, но хочу сказать, что на каждом переходе свои тонкости оформления и занесения данных, которые отличаются друг от друга в зависимости от таможни (это факт).
Говорить о том, что водитель сможет занести данные на предоставленном ему абонентском месте я думаю, вообще не стоит - бред сивой кобылы... Пусть он будет семи пядей во лбу, так или иначе он все равно останется водителем, хоть и международником и никакие курсы в АСМАП ему в этом не помогут.
Теперь что касается самого портала ФТС. Имея опыт работы в разных программах (как минимум в четырех), худшего программного продукта я не видел. Насколько надо быть несведущим или косоруким, что бы создать такой неудачный и неудобный для работы продукт. И несмотря на то, что таможня активно рекламирует свой портал, не думаю, что у него есть какое-то будущее в том виде, каким его предлагают сейчас».
«ПИ беда...
при создании электронки (так называют водители ПИ) создается штрихКОД и, по-моему, 20-ти значный номер (его программа сама выдает). водителю дается А4 с распечатанным штрихКОДом, и водитель с ним едет на границу. Далее на МАПП водитель подает эту бумажечку инспектору, который через штрихсчитыватель считывает информацию (как в магазине). И далее самое интересное: или инспектор видит эту ПИ, или нет. вот тут начинается проблема. Инспектор в он-лайн режиме обращается в ФТС (не пакетами закачивает ПИ, например, каждый час, а именно он-лайн). если увидел - ок, если нет, то водитель сам должен решать проблему:
1. звонит туда, где ему делали ПИ и говорит о проблеме
2. ему переделывает на месте инспектор
При такой ситуации (даже ночью) паника и истерика у всех: водитель, офис оформления ПИ - но никак не у инспектора.
Еще одна проблема в том, что инспектор при прохождении а/м через МАПП заполняет 4 программы вручную. ЧЕТЫРЕ!!! и первые две содержат данные, которые имеются в ПИ. Причем, хвала ФТС: придумали как решить проблему с 1-ой программой - создали ПИ, но вот во вторую программу инспектор РУЧКАМИ забивает ту инфу, которая содержится в ПИ, т.е. в 1-ой программе. И невозможно автоматически перекинуть инфу из 1-ой программы во 2-ю, потому что программное обеспечение старое и в разных форматах. От этого и время прохождения а/м на МАПП не сокращается».
«По моему мнению, ПИ хоть и ускоряет фактическое прохождение процедур на российской стороне МАПП, но абсолютно бесполезно!
1. После подачи ПИ Ваш груз "привязан" к определенному МАПП и, в случае большой очереди, водитель не может изменить маршрут. Например: поменять Бурачки на Пыталово.
2. Если груз следует через РБ или КЗ транзитом, то ПИ не работает.
3. Эстонцы и Латыши поставили вагончики с декларантами вдоль "колейки" и пока водители стоят в очереди на въезд, декларанты спокойно подают ПИ на МАПП. Раньше это делал Ростэк и деньги за услуги оставались в РФ. Теперь рашка этих денег не увидит».
Выводы делаем следующие:
- 1.Ускорения таможенных процедур не произошло и произойти не могло, поскольку не изменилась технология работы должностных лиц таможенных органов в пунктах пропуска. Работа с ПИ начинается не заблаговременно, а лишь по факту обращения перевозчика в таможенный орган при уведомлении о прибытии. СУР на предварительном этапе не работает, никакая аналитика не ведется. При таком подходе смысл предварительности отсутствует напрочь.
- 2.Этому также не способствуют массовые ошибки при заполнении ПИ. За рубежом появился новый сервис, предлагающий платные услуги по заполнению форм ПИ с использованием портала ФТС, что оттянуло определенное количество клиентов от РОСТЭКа и подобных структур. Имеющиеся же терминалы с выходом в Интернет на АПП среди водителей популярностью не пользуются.
- 3.Предоставленная информация используется лишь для целей формирования электронной копии транзитной декларации, немного ускоряя труд инспектора на этом этапе. При этом внесение уже имеющихся данных в программные средства иных государственных органов производится в ручном режиме.
Словом, ничего особенного не произошло. Что было, в общем-то, прогнозируемо. Единственный плюс для чиновников от таможенного дела – возможность отрапортовать руководству страны, что у нас теперь с этим делом так же, как и у них…
Алексей Романов
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Подписка