Свое мнение

Проблемы ПИ, или на хрена козе баян?

ПРОВЭД.РФ Проблемы предварительного информированияВнедрение обязательного предварительного информирования в автомобильных пунктах пропуска готовилось таможенной службой давно и скрупулезно. Удивительным обстоятельством все же являлось то, что руководители всех рангов, выступая на различного рода совещаниях и семинарах, упорно обходили молчанием вопрос о том, что же должно дать предварительное информирование участникам процесса. Кроме слов об экономической безопасности и ускорении таможенных процедур, дело дальше не шло.

Как бодро отмечалось на сайте Северо-Западного таможенного управления, «представление в таможню предварительной информации – это международный стандарт. Например, в странах ЕС (Финляндии) предварительную информацию о ввозимых товарах используют в обязательном порядке уже с 1 января 2011 года. Цель предварительного информирования - оптимизация и ускорение таможенных операций, повышение эффективности таможенного контроля. Эта технология устраняет необходимость ручного переписывания и ввода информации в электронный банк данных, сокращает время на проведение таможенного контроля, автоматизирует таможенное оформление, минимизирует время прохождения грузов и транспорта через границу».

По заверениям таможенных органов, процесс перехода на обязательную процедуру прошел безболезненно. По данным пресс-службы Кингисеппской таможни «первые результаты в этом направлении у Кингисеппской таможни таковы: в апреле 2012 года на оформление одного грузового транспортного средства на таможенном посту МАПП Ивангород уходило 54 минуты, в мае – 52 минуты. А после 17 июня на одну машину приходится 48 минут». Радует хотя бы то, что люди озабочены мониторингом ситуации. Проверить ее у нас нет возможности, поэтому пойдем другим путем.

По логике вещей, сокращение сроков оформления должно неминуемо сократить и длину очередей перед пунктами пропуска. Мы провели свое мини-исследование, опираясь на данные сайта СЗТУ и широко известного среди автомобилистов сайта Граница-Онлайн. Нас, в первую очередь,  интересовала ситуация на самой главной в этом смысле – Выборгской таможне в период до и после внедрения обязательного ПИ. Общий результат таков: при общем увеличении примерно на 4 процента транспортного потока через таможенные посты Выборгской таможни, среднесуточная длина очередей на въезд в Россию после введения обязательного ПИ увеличилась на 32%.

Сравнительный анализ

Может, конечно, ПИ и не при делах, а во всем виноваты летние отпуска, чемпионат Евро-2012, кризис в Европе, да мало ли что?

Вот и бизнес дает оценку нововведениям на одном из известных околотаможенных форумов (орфография сохранена):

«Ничего непонял. Предвариловки придуманы для скорейшего прохождения границы. Но после 17го числа очереди на финско-русских МАППах растут как на дрожжах... И инспектора сидят в окошках не спеша работая... Разучились нажимать на кнопочку ВВОД???... Остальное за них же уже сделали....»

«Каждый должен заниматься своим делом. Всем понятны чаяния перевозчиков в отношении экономии своих средств, но...

На данном этапе водитель остается между молотом и наковальней. Скажем прямо, шансов без ошибок оформить ПИ за границей очень мало. Более-менее эту работу выполняют три-четыре фирмы в непосредственной близости от границы, при условии, что у них есть консультативная связь с коллегами, находящиеся на самом переходе, в противном случае уследить за изменениями в вопросах оформления невозможно. Остальные фирмы по определению лепят что попало в зависимости от собственного мировозрения. Также, хоть это и неправильнно, но хочу сказать, что на каждом переходе свои тонкости оформления и занесения данных, которые отличаются друг от друга в зависимости от таможни (это факт).

Говорить о том, что водитель сможет занести данные на предоставленном ему абонентском месте я думаю, вообще не стоит - бред сивой кобылы... Пусть он будет семи пядей во лбу, так или иначе он все равно останется водителем, хоть и международником и никакие курсы в АСМАП ему в этом не помогут.

Теперь что касается самого портала ФТС. Имея опыт работы в разных программах (как минимум в четырех), худшего программного продукта я не видел. Насколько надо быть несведущим или косоруким, что бы создать такой неудачный и неудобный для работы продукт. И несмотря на то, что таможня активно рекламирует свой портал, не думаю, что у него есть какое-то будущее в том виде, каким его предлагают сейчас».

«ПИ беда...

при создании электронки (так называют водители ПИ) создается штрихКОД и, по-моему, 20-ти значный номер (его программа сама выдает). водителю дается А4 с распечатанным штрихКОДом, и водитель с ним едет на границу. Далее на МАПП водитель подает эту бумажечку инспектору, который через штрихсчитыватель считывает информацию (как в магазине). И далее самое интересное: или инспектор видит эту ПИ, или нет. вот тут начинается проблема. Инспектор в он-лайн режиме обращается в ФТС (не пакетами закачивает ПИ, например, каждый час, а именно он-лайн). если увидел - ок, если нет, то водитель сам должен решать проблему:

1. звонит туда, где ему делали ПИ и говорит о проблеме

2. ему переделывает на месте инспектор

При такой ситуации (даже ночью) паника и истерика у всех: водитель, офис оформления ПИ - но никак не у инспектора.

Еще одна проблема в том, что инспектор при прохождении а/м через МАПП заполняет 4 программы вручную. ЧЕТЫРЕ!!! и первые две содержат данные, которые имеются в ПИ. Причем, хвала ФТС: придумали как решить проблему с 1-ой программой - создали ПИ, но вот во вторую программу инспектор РУЧКАМИ забивает ту инфу, которая содержится в ПИ, т.е. в 1-ой программе. И невозможно автоматически перекинуть инфу из 1-ой программы во 2-ю, потому что программное обеспечение старое и в разных форматах. От этого и время прохождения а/м на МАПП не сокращается».

«По моему мнению, ПИ хоть и ускоряет фактическое прохождение процедур на российской стороне МАПП, но абсолютно бесполезно!
1. После подачи ПИ Ваш груз "привязан" к определенному МАПП и, в случае большой очереди, водитель не может изменить маршрут. Например: поменять Бурачки на Пыталово.
2. Если груз следует через РБ или КЗ транзитом, то ПИ не работает.
3. Эстонцы и Латыши поставили вагончики с декларантами вдоль "колейки" и пока водители стоят в очереди на въезд, декларанты спокойно подают ПИ на МАПП. Раньше это делал Ростэк и деньги за услуги оставались в РФ. Теперь рашка этих денег не увидит».

Выводы делаем следующие:

  1. 1.Ускорения таможенных процедур не произошло и произойти не могло, поскольку не изменилась технология работы должностных лиц таможенных органов в пунктах пропуска. Работа с ПИ начинается не заблаговременно, а лишь по факту обращения перевозчика в таможенный орган при уведомлении о прибытии. СУР на предварительном этапе не работает, никакая аналитика не ведется. При таком подходе смысл предварительности отсутствует напрочь.
  2. 2.Этому также не способствуют массовые ошибки при заполнении ПИ. За рубежом появился новый сервис, предлагающий платные услуги по заполнению форм ПИ с использованием портала ФТС, что оттянуло определенное количество клиентов от РОСТЭКа и подобных структур. Имеющиеся же терминалы с выходом в Интернет на АПП среди водителей популярностью не пользуются.
  3. 3.Предоставленная информация используется лишь для целей формирования электронной копии транзитной декларации, немного ускоряя труд инспектора на этом этапе. При этом внесение уже имеющихся данных в программные средства иных государственных органов производится в ручном режиме.

Словом, ничего особенного не произошло. Что было, в общем-то, прогнозируемо. Единственный плюс для чиновников от таможенного дела – возможность отрапортовать руководству страны, что у нас теперь с этим делом так же, как и у них…

 

 

Алексей Романов 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...