Поезд протеста ВТО уже ушел.
Вчера в Государственной Думе состоялось совместное заседание комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству и комитета по бюджету и налогам, на котором должны обсуждали проект федерального закона о присоединении России к ВТО. Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов, присутствовавший на заседании, начал свою речь с того, что поезд протеста уже ушел и вступление России в ВТО не обсуждается. Это политическое решение и оно принято. Сейчас можно обсуждать исключительно меры по адаптации российской экономики к правилам ВТО.
В последние недели обсуждение присоединения к ВТО и в Государственной думе, и за ее пределами идет достаточно бурно. Это подчеркивает не только важность темы, но и нашу общую ответственность за решения, которые необходимо принять, сказал министр. Далее, Андрей Белоусов подвел промежуточные результаты работы: "Первое. Подавляющее большинство участников дискуссии не ставит под сомнение необходимость полноправного членства России в ВТО. Считаю, что это принципиально важный вывод, подтверждающий, что у нас нет разногласий в отношении стратегического курса развития России, ее интеграции в мировую экономику.
Второе. Существуют разные точки зрения в отношении сроков присоединения. В частности, предлагается отложить присоединение на несколько лет для того, чтобы провести дополнительные мероприятия по подготовке экономики.
Ответ здесь один. Если мы не принимаем решения о присоединении до конца июля, то срок, отпущенный ВТО для ратификации, истекает (220 дней со дня завершения переговоров 16 декабря 2011 года), и, по всей видимости, мы будем вынуждены начать все с начала. Вопрос не только в том, что это займет долгие годы. Мы вряд ли сможем договориться о лучших условиях членства. За 18 лет присоединения мы фиксировали постоянное ужесточение позиции партнеров, их требований к нашему членству. Поэтому, это не работающий сценарий.
Третье. Существуют разные точки зрения в отношении последствий присоединения и тех мер, которые необходимо принять с целью минимизации рисков.
Наш анализ результатов дискуссии и в Думе, и с бизнес-сообществом показывает, что основные риски связываются с обязательствами по снижению пошлин на ввоз товаров, и – в нескольких случаях (лом черных металлов, кожа, семена подсолнечника) вывоз товаров.
Обязательства в сфере услуг ни для кого проблем не представляют – по крайней мере, мы таких не нашли. Обязательства системного характера, касающиеся выполнения базовых требований ВТО – например, в сфере технического регулирования, мер защиты рынка, – также не вызывают вопросов.
Хотел бы здесь отдельно отметить, что у многих коллег сохраняется неправильное понимание некоторых системных обязательств. Например, это касается темы цен на газ или субсидий. У нас нет обязательств в ВТО по выравниванию внутренних и мировых цен на газ либо на какой-то другой товар. У нас нет обязательств прекратить предоставление субсидий. Вновь хотел бы обратиться с просьбой к депутатам и экспертам Думы: если у вас есть какие-либо вопросы в отношении сути принимаемых обязательств, пожалуйста, обращайтесь в Минэкономразвития, в Департамент торговых переговоров, и наши коллеги все незамедлительно объяснят. Было бы неправильно делать вывод о последствиях присоединения, ошибаясь в важных его деталях.
О пошлинах. Полагаю, что после полугодовых дискуссий мы определили товарные группы, по которым снижение пошлин может привести к возникновению рисков для российских предприятий. Мы определили и меры, которые могут быть в этих случаях приняты. Значительная часть этих мер не связана с дополнительными расходами для бюджета. Среди них – меры селективной защиты рынка (антидемпинговые, специальные защитные, компенсационные), которые могут применяться в случае роста импорта и ущерба для нашей промышленности. Мы готовим обращение в органы таможенного союза с предложением о сокращении сроков расследований, предшествующих введению мер, и введением предварительных мер в случаях, когда этого требует развитие ситуации на рынке. Важным элементом поддержки могут стать преференции отечественным поставщикам в рамках госзакупок. У нас есть возможность увеличивать действующие ввозные пошлины в рамках наших обязательств, это будет происходить на основе мотивированных обращений бизнеса. Много предложений касается устранения административных барьеров, совершенствования систем техрегулирования, ветеринарного и фитосанитарного контроля, поддержки экспортных программ предприятий – мы со всеми работаем.
Есть предложения о субсидиях. Мы можем расширить поддержку и в промышленности, и сельском хозяйстве, обязательства в ВТО это позволяют. Однако, к этому надо подходить с полным пониманием последствий такой поддержки, ее эффекта для ситуации на рынке. Поддержка не должна становиться средством компенсации потерь от неэффективного менеджмента, инструментом искусственной защиты от справедливой конкуренции. Поэтому мы будем рассматривать каждое обращение исходя из того, что обязательства государства по поддержке должны сопровождаться обязательствами компаний по повышению конкурентоспособности, модернизации производства, и что такая поддержка будет предоставляться на временной основе, на период, необходимый для достижения поставленных целей.
Четвертое – регионы. В результате работы, которую мы провели с регионами параллельно с переговорами в ВТО, Приведу несколько цифр. В 2006-2009 годах в 38 субъектах были разработаны программы адаптации экономики к условиям ВТО, в 29 – проведена работа по гармонизации регионального законодательства, в 23 – осуществлялись программы подготовки кадров, в 43 – анкетирование предприятий, представители 51 региона участвовали в интернет-конференциях по различным аспектам обязательств ВТО и возможных адаптационных мер, проводимых Минэкономразвития России. Мы помогали всем, кто проявлял заинтересованность, и будем это делать и в дальнейшем. Но мы не можем заставить регионы принимать дополнительные меры хотя бы потому, что некоторые согласны с нами, что эффект от присоединения для экономики не будет существенным и дополнительные меры не нужны.
Работа по адаптации должна быть продолжена и в ближайшие месяцы, и в долгосрочной перспективе – здесь «срока давности» нет. Поэтому мы рассчитываем на долгосрочное взаимодействие с депутатами Думы, с межфракционной рабочей группой. Сейчас нам совместно надо завершить обсуждение в тех комитетах, которые пока не определили своего отношения законопроекту, и готовиться к заседанию Думы по ратификации".
В ходе ответов на вопросы депутатов, министр продемонстрировал прекрасное знание гражданского авиастроения, энтузиазм в отношении иностранных инвесторов (приход инвесторов – это благо, инвесторы это всегда модернизация) и большую включенность в борьбу за повышение места России в рейтинге Doing Business.
В конце заседания с министром заговорили о возможных налоговых послаблениях, но ответ его был неутешителен. Формула здесь такая: снижая налоги, мы режем доходы. Если мы режем доходы – мы должны резать и расходы, сказал он. А расходы на решение социальных задач – в первую очередь в сфере здравоохранения – будут расти. Ну что ж...В каждом минусе есть свой плюс. Нужно только его найти.
Аналитический отдел "ПРОВЭД" по материалам СМИ