ЕАЭС

Таможенный контроль с применением инспекционно-досмотровых комплексов в рамках системы управления рисками странами Таможенного союза (2)

IDK

В данной работе проведен анализ особенностей и эффективности совместного применения СУР и ИДК таможенными органами Российской Федерации, отмечены проблемы и найдены пути их разрешения, основным из которых является установление единых требований по обмену информацией и опыту применения ИДК между членами ТС в рамках системы управления рисками. Автором определены основные направления дальнейшего развития и совершенствования создаваемой системы таможенного контроля.

In given article the analysis of features and efficiency of joint application risk management system and X-ray inspection has been carried out by customs bodies of the Russian Federation, problems are defined and ways of their permission are found, the establishment of uniform requirements on information interchange and experience of application X-ray inspection system between members of the HARDWARE within the limits of a control system of risks is basic of which. The author defines the basic directions of the further development and perfection of created system of customs control.

Ключевые слова: таможенный контроль, ИДК, СУР, Таможенный союз, эффективность, профиль риска

 

Key words: Customs control, X-ray inspection system, Customs Union, efficiency, risk profile

В трех государствах: Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан, сформировавших Таможенный союз (далее – ТС), существуют различные по наполняемости, содержанию и условиям системы управления рисками (далее – СУР), позволяющие применять различные формы таможенного контроля (далее – ТК). Причем в Казахстане СУР находится на начальной стадии развития, что признано и подтверждено участниками внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД), в Республике Беларусь такая система существует, но принципы, заложенные в ней, отличаются от СУР, применяемой в таможенных органах РФ. При этом в контуре управления СУР в странах-участницах ТС применяются технические средства таможенного контроля, в том числе инспекционно-досмотровые комплексы (далее – ИДК). Но результаты осмотров с помощью ИДК и применяемые на их основе необходимые формы таможенного контроля в настоящее время используются только в том государстве, где данные действия были проведены.

Установление единых требований по обмену информацией и опыту применения ИДК между членами ТС в рамках СУР является актуальным вопросом эффективного функционирования ТС.

Целью исследования является выявление особенностей совместного применения СУР и ИДК таможенными органами РФ, как страны участницы ТС, проблем и путей их решения, перспектив дальнейшего использования в практике ТС.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования предполагается решение следующих задач:

1.Анализ взаимодействия ИДК и СУР в РФ.

2.Характеристика эффективности применения ИДК в РФ.

3.Исследование проблем и поиск путей их разрешения странами ТС.

4.Анализ перспективных направлений развития ИДК в рамках СУР.

Важное значение в системе таможенного контроля занимают современные технические средства ТК, значительно повышающие качество таможенного контроля без существенного повышения издержек бизнеса, связанных с таможенным администрированием внешнеэкономической деятельности. К таким средствам, прежде всего, относятся ИДК. Полученное с помощью ИДК рентгеновское изображение

товаров и транспортных средств позволяет идентифицировать перемещаемые товары, просмотреть узлы и агрегаты транспортного средства, обнаружить в них предметы, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства.

В рамках реализации Федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)», Концепции развития таможенных органов Российской Федерации [1] и Концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств [2], начиная с 2007 года производится оснащение таможенных органов РФ легковозводимыми, стационарными и мобильными инспекционно-досмотровыми комплексами.

При эксплуатации ИДК уделяется пристальное внимание повышению эффективности их использования на основе сочетания двух составляющих – интенсивность эксплуатации и выявление (пресечение) правонарушений.

Интенсивность применения ИДК таможенными органами России постоянно возрастает. Так интенсивность эксплуатации ИДК в 2010 году (среднее 5,3) в сравнении с 2009 годом (среднее 5,1) выросла, достигнув в октябре 2010 года максимального значения – 6 осмотров в час [3].

С применением ИДК таможенной службой РФ за 10 месяцев 2011 года проведено 680 тысяч осмотров товаров и транспортных средств. По их результатам возбуждено 1884 дела об административных нарушениях и 30 уголовных дел. В частности, с помощью ИДК за три последних года из незаконного оборота изъято более 1,6 тонн наркотических средств, из которых половина приходилась на долю героина [4].

В настоящий момент использование ИДК при таможенных осмотрах недостаточно эффективно, например, в регионе деятельности СЗТУ на постах, где они эксплуатируются, данный показатель составляет всего 26%. В этих условиях с целью повышения эффективности эксплуатации данного средства таможенного контроля применяется принцип выборочности, в том числе с использованием системы управления рисками. Для осмотра с применением ИДК направляются объекты контроля в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов ФТС России. Должностные лица таможенных органов при принятии решения по проведению осмотра с применением ИДК руководствуются критериями, установленными в Методических рекомендациях по применению так называемых «интуитивных профилей рисков».

Основными признаками, при наличии которых принимается решение о проведении осмотра с использованием ИДК, являются:

1) по особенностям транспортировки товаров:

  • незначительная загрузка груз ового отсека транспортного средства или загрузка транспортного средства значительно меньше его грузоподъемности;
  • товар перевозится в упаковке, не характерной для данного вида товара;
  • товарная партия представляет собой сборный груз, состоящий из товаров риска и товаров прикрытия, или перемещаются товары с различными требованиями к условиям транспортировки.

2) по транспортным средствам, на которых осуществляется транспортировка товаров:

  • неравномерное распределение нагрузок на оси транспортного средства (прицеп, полуприцеп), загруженного однородным товаром;
  • общий фактический вес транспортного средства с товаром превышает вес транспортного средства и перемещаемых в его грузовом отделении товаров, определенный на основании документов.

3) по документам, представленным таможенному органу:

  • при прибытии товаров и транспортных средств перевозчиком предоставляются документы, оформленные ненадлежащим образом;
  • вес единицы товаров, указанный в представленных документах, не является характерным для данного товара или идентичных, однородных товаров и др.

4) по таможенным процедурам:

  • помещение товаров под режим реэкспорта в упрощенном порядке (в случаях нахождения товаров в пунктах пропуска);
  • прибытие на таможенную территорию Российской Федерации товаров, ранее вывезенных с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом реэкспорта и т.д.

5) по лицам, перемещающим товары (отправитель/получатель/перевозчик являются нарушителями таможенного законодательства). Применение данных рекомендаций способствует систематизации и обоснованному выбору должностными лицами таможенных органов объектов контроля с использованием ИДК.

К основным проблемам на пути выполнения общей задачи по эффективному применению ИДК в текущем периоде можно отнести следующие:

1. Наличие объективной необходимости одновременного решения двух задач – обеспечивать постоянное наличие объектов перед ИДК, не создавая при этом значительной очереди и обеспечивать целенаправленный выбор объектов на основе применения СУР.

2. Отсутствие взаимного обмена информацией между членами ТС, что может приводить к повторному осмотру объектов, и соответственно отвлекает силы и средства, вызывает нарекания и увеличивает издержки при таможенном оформлении и таможенном контроле участников ВЭД.

3. Перетекание товаропотоков между членами ТС из государств, где в полной мере применяется СУР, например РФ, в государства с более лояльным таможенным контролем и с более низкой его эффективностью, в первую очередь это Республика Казахстан.

Начальные тенденции такого перетекания были отмечены в 3 и 4 кварталах 2010 года и, соответственно, данные обстоятельства не могут устраивать таможенную службу РФ, т.к. теряются объемы поступления таможенных платежей за счет того, что при ввозе выплачиваются таможенные платежи в виде НДС, таможенных пошлин и акцизов, а

перераспределение в процентном отношении между государствами идет только по таможенным пошлинам, соответственно это приводит к уменьшению поступлений таможенных платежей в Федеральный бюджет РФ при таможенном оформлении.

4. Необходимость постоянного повышения уровня профессиональной подготовки операторов ИДК, осуществляющих анализ изображений, так как недобросовестные участники ВЭД оперативно реагируют на предпринимаемые таможенными органами меры, направленные на усиление таможенного контроля.

5. Необходимость организации непрерывной эксплуатации ИДК (в режиме, соответствующем режиму функционирования пункта пропуска).

Главный путь решения проблем в области совместного применения СУР и ИДК странами ТС – это процесс унификации принципов и условий функционирования СУР в странах ТС. Таможенным службам России, Беларуси и Казахстана необходимо установить порядок обмена информацией между таможенными органами государств. В настоящее время такого порядка нет, но проводимая таможенными службами данных государств работа, в первую очередь по инициативе таможенной службы РФ, даст в ближайшее время положительный результат по установлению единых требований в сфере обмена информацией в рамках применения СУР.

В ФТС РФ создана Рабочая группа по подготовке стратегии единого порядка, условий и правил применения СУР. Уже проведены плановые совещания данной группы по вопросам совместного применения СУР в рамках взаимодействия таможенных служб ТС, по итогам которых имеется разработанный план реализации предложений по решению существенных разногласий в рамках СУР.

В ходе реализации мероприятий по внедрению СУР и системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств определены основные направления дальнейшего развития и совершенствования создаваемой системы.

1. Дальнейшая интеграция ИДК с единой автоматизированной информационной системой (ЕАИС) таможенных органов и СУР.

2. Минимизация влияния «человеческого фактора» при использовании ИДК при таможенном контроле товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу РФ.

3. Построение эффективной вертикали администрирования системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, в том числе результатов сканирования, полученных при использовании ИДК.

4. Совершенствование системы подготовки и переподготовки специалистов для работы на ИДК.

5. Развитие таможенной инфраструктуры, строительство стационарных ИДК и широкомасштабное оборудование пунктов пропуска через государственную границу РФ площадками для использования мобильных ИДК.

6. Организация своевременного и качественного технического обслуживания, мониторинга и контроля за состоянием элементов системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств.

7. Освоение технологии таможенного контроля товаров и транспортных средств с использованием ИДК на различных видах международного сообщения.

8. Активизация международного сотрудничества в сфере применения ИДК в целях обеспечения региональной и глобальной безопасности.

9. Организация передислокации мобильных ИДК из одних пунктов пропуска в другие с учетом оперативной обстановки, интенсивности грузопотока и т.д.

Решение существующих проблем и вопросов позволит увеличить коэффициент охвата товаров и транспортных средств таможенным контролем в форме таможенного осмотра с использованием ИДК при одновременном повышении эффективности применения ИДК. Важным показателем эффективности использования ИДК будет являться

декриминализация внешнеэкономической деятельности, что еще более актуально с учетом реализации концепции переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной границе РФ [5].

Таким образом, до осуществления 100% охвата осмотром с использованием ИДК всех объектов контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, таможенный контроль на основе системы управления рисками с применением дан-

ного высокотехнологического средства ТК будет оставаться одним из основных инструментов пресечения случаев нарушения таможенного законодательства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Концепция развития таможенных органов Российской Федерации: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 2225-р // Российская газета. 20 января 2006.

2. Приказ ФТС России от 24 января 2005 года № 52 «Об утверждении Концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств».

3. Материалы расширенного заседания коллегии СЗТУ «О результатах оперативно-служебной деятельности таможенных органов СЗТУ в 2010 году и задачах на 2011 год». Санкт-Петербург, 01 февраля 2011 года.

4. http://www.tks.ru/news/nearby/2011/01/12/0007 - Федеральная таможенная служба в 2010 году: цифры и факты.

5. Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, одобренной решением коллегии ФТС России от 29 августа 2008 года.

Лямкина Анна Юрьевна

студент 4 курса экономического факультета

Научный руководитель

Афонин Петр Николаевич

заведующий кафедрой технических средств

таможенного контроля, д.т.н., доцент,

академик Международной академии прогнозирования,

член-корреспондент Российской академии

медико-технических наук

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...