Экономика

При формировании бюджета несколько статей доходов упустили

То, что бюджет сформирован провальный в этом году, кажется, уже скрывать никто не собирается. Сегодня на слушаниях в Совете Федерации это показали ещё раз. Министр финансов, представляя документ, давал прогнозы исходя из необходимого условия восстановления роста европейской экономики – того, на что никто в правительстве РФ повлиять никак не может. Глава Счётной палаты Татьяна Голикова не стеснялась показывать слабые места бюджета, открыто говоря министру, что его показатели взяты с потолка.

 

Согласно прогнозу минфина, рост экономики РФ в 2014 году составит три процента, но для решения этой задачи потребуется выполнение ряда условий. В первую очередь, должен восстановиться рост европейской экономики. Это позволит стабилизировать цены на российский экспорт – нефть, металлы, руду.

Минфин РФ ставит задачу сократить ненефтегазовый дефицит федерального бюджета до пяти процентов ВВП. По словам Антона Силуанова, такого результата достичь будет непросто, ведомство намерено действовать в этом направлении постепенно.

Как сообщил министр, согласно проекту бюджета в 2014 году Резервный фонд РФ пополнится на 343 миллиарда рублей, в 2015 году увеличения не будет, в 2016 - он будет пополнен на 381 миллиард рублей.

«Резервный фонд в следующем бюджетном периоде будет пополняться, но не такими темпами, как раньше планировалось, поскольку будут сокращаться нефтегазовые доходы. Тем не менее, общий объем Резервного фонда будет составлять более 4 процентов ВВП, в 2016 году составит 4,3 процента ВВП», - сказал Силуанов.

Министр также сообщил, что деньги, которые чиновники сэкономят на изъятии накоплений будущих пенсионеров в распределительную систему, могут пойти на антикризисные меры. На пенсиях планируют сберечь 244 млрд бублей в 2014 году. Но, похое, в правительстве нет единого понимания того, что такое эти антикризисные меры. Министр финансов сказал, что это – поддержка малого бизнеса, моногородов и содействие занятости.

Однако Дмитрий Медведев говорил о необходимости отказываться от поддержки занятости любой ценой и советовал  уезжать из моногородов.

Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко сказала, что субъекты РФ также будут применять программный метод при формировании региональных бюджетов. «Необходимо совершенствовать этот метод, разрабатывать реально работающие программы, следить за эффективностью расходования бюджетных средств», - уточнила она.

Она также подчеркнула, что как на федеральном, так и на региональном уровне есть огромные неиспользованные резервы пополнения доходной части бюджета. В этой связи спикер СФ коснулась темы борьбы с зарплатами «в конвертах» и теневой экономикой, акцизов на алкоголь и их синхронизации в рамках Таможенного союза.

Валентина Матвиенко выразила мнение о необходимости координации и усиления работы федеральных и региональных властей по расширению налоговой базы и наращиванию доходов бюджетов всех уровней. По ее словам, эти предложения будут прописаны в рекомендациях правительству России.

Председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина представила на парламентских слушаниях в Совете Федерации основные направления денежно-кредитной политики на 2014–2016 годы. Главной задачей ЦБ РФ она назвала обеспечение макроэкономической стабильности и переход экономики на инвестиционную модель развития.

Центральный банк завершит в следующем году переход к инфляционному таргетированию, в 2014–2016 годах инфляция будет последовательно снижаться.  На современном этапе развития катализатором экономического роста должны стать инвестиции, повышение конкурентоспособности и повышение производительности труда. «Сейчас стране нужны инвестиции с относительно длинными сроками окупаемости, - отметила Эльвира Набиуллина. – Нужно изменить ожидания и поведение экономических субъектов. Нужно дать реальному сектору экономики получать кредитные средства по низким ставкам».

По словам Председателя ЦБ РФ, в качестве показателя инфляции предлагается взять уровень потребительских цен. Целевые показатели по инфляции – 5, 4,5 и 4 процентов на 2014, 2015 и 2016 годы соответственно. Центральный банк принял решение установить допустимый интервал изменения инфляции в 1,5 процента в ту или другую сторону от этих значений. Если инфляция укладывается в установленный  интервал, то денежно-кредитная политика не будет претерпевать изменений. Если выходит за эти пределы, то денежно-кредитная политика будет ужесточена.

Председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова выступила жёстко, показав риски неисполнения федерального бюджета в 2013-2014 годах по доходам от приватизации и внутренних заимствований.

Как заявила Голикова в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации, по состоянию на 1 сентября 2013 года объем внутренних заимствований составил 470 миллиардов рублей или 38,7% от запланированного на весь год объема, поступления от приватизации составили 20,1 миллиарда рублей или 4,7% от годового плана. В 2014 году внутренние заимствования планируются в объеме 808,7 миллиарда рублей, поступления от приватизации — 196,8 миллиарда рублей.

"Я не случайно привожу цифры исполнения бюджета 2013 года, чтобы вы могли соотнести эти показатели с тем, что предложено и запланировано в 2014 году. Таким образом, у нас возникают риски по неисполнению показателей по дефициту бюджета",- сказала Голикова.

Татьяна Голикова напомнила не учтенные в главном финансовом документе миллиарды доходов — 4 млрд. от акцизов, 50 млрд. — от пользования недрами. И такие «забытые» статьи доходов, вероятно, есть ещё.

Отдельной критики нового руководителя Счётной палаты заслужил принцип работы по госпрограммам. Госпрограммы и бюджет живут параллельной жизнью и редко пересекаются, говорила она. Мало того, у них нет связи и друг с другом, а также с приоритетами развития. Владимир Путин дал месяц на доработку и состыковку, но в этот срок уложиться просто невозможно, считают в Счётной палате. 

Татьяна Голикова также коснулась проблем межбюджетных отношений. По ее словам, положительным моментом проекта бюджета является консолидация субвенций. При этом формировать целевые показатели, которые должны исполняться регионами, нужно уже сейчас. В новом бюджете с 93 до 83 сокращается число субсидий, но в настоящий момент только по 10 субсидиям есть распределение по субъектам Федерации. По остальным распределения нет, значит, возможны вопросы с формированием и исполнением бюджетов субъектами Федерации и муниципальными образованиями.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы