Свое мнение

Проблемы поставки свежих фруктов и овощей

Проблемы поставки свежих фруктов и овощей Для экспортеров свежих фруктов и овощей, наиболее значительные проблемы возникают при пересечении таможенной территории в пределах СВХ. Здесь же фруктовые операторы несут и наиболее высокие затраты, а иногда и безвозвратные убытки. Именно здесь формируется окончательная стоимость ввозимых для потребления населением страны фруктов и овощей. Посмотрим, где и почему возникают проблемы при таможенном оформлении скоропортящихся продуктов

С целью преодоления скоропортящимися грузами больших расстояний без утери их потребительской ценности перевозка осуществляется при определенном температурном режиме в специально оборудованных рефрижераторах. Оборудование рефрижераторов поддерживает температурный режим и влажность на всем протяжении пути груза. В результате заданного режима усушка плодовой продукции может составлять 10-15% от веса загруженного товара. Во исполнении своих контрактных обязательств и поддержания своего делового имиджа поставщик закладывает в стандартную упаковку излишний вес. Делается это для того, чтобы избежать рекламации от покупателя за недовес товара. Перевес закладывается с учетом возможных потерь на усушку при перевозке.

В Европе учитывают не вес свежих овощей и фруктов при отпуске покупателям, а учитывают их в таре (коробах), а для справки, в килограммах. В стандартный 82 кубовый рефрижератор входит 32 европаллеты. На одной европаллете размещается, при средней загрузке, от 60 до 100 коробов со скоропортом. Вес загрузки каждого картонного ящика, в зависимости от ассортимента товара, колеблется от 2.5 кг. до 18.5 кг. В редких случаях в короб могут нагрузить за 20 кг. Вес стандартной загрузки в автомобильном рефрижераторе со свежими овощами и фруктами может составлять от 16-18 тонн. Для цитрусовых, перевозимый вес может составлять от 26 до 28 тонн на рефрижератор. В редких случаях перевозимый вес цитрусового скоропорта может доходить до 30 тонн в рефрижераторе. В результате перевес на один стандартный рефрижератор или еврофургон с овощно-фруктовым скоропортом может составить от 500 до 700 кг и более.

Основная тара для перевозки свежих овощей и фруктов - это картонные коробки, которые обладают способностью сильно впитывать и накапливать влагу, что особенно актуально при многодневных перевозках при нарушениях температурного режима. Особенно часто это происходит в местах перевалки и выгрузки грузов, когда рефрижераторы по несколько часов стоят не подключенными к питанию. Это еще одна причина ведущая к возникновению перевеса в размере до 200 грамм на одну коробку. Нарушение по весу легко обнаруживается при оформлении на СВХ. Далее следует процедура взвешивания. Обычно таможенниками выявляется перевес скоропорта, заложенный на усушку, вдобавок к перевесу, возникшему при нештатной работе самого рефрижератора. В итоге приходится долго объясняться с таможенниками о причинах такого перевеса, либо платить штраф за нарушение таможенного оформления. Так как срок годности скоропортящегося товара ограничен, а в случаях нарушения температурного режима ограничен до критических пределов, то во-избежании полной потери груза и проведенных трудов, всегда есть и третий выход, плати и езжай.

Контроль Таможенной Стоимости импортного товара в вышеназванных условиях становится очередной проблемой участника ВЭД. Система КТС ранжирована в килограммах и принята, исходя из идеальных условий точного отпуска товара в Европе, идеальных условий перевозки товара на большие расстояния, и идеальных условий преодоления скоропортящимся товаром наших пограничных рубежей в районах международных автомобильных переходов без очередей и запинок, задержек, связанных с навигационными условиями на море. А разве система КТС учитывает сезонность поставок и связанные с этим затруднениями? Как учитывается ажиотаж на границе в канун новогодних праздников, когда на таможню выстраиваются огромные очереди? Если заявленный вес в рефрижераторе превышен, а стоимость, указанная в инвойсе не учитывает этот перевес, но находится на грани таможенного риска, возникает проблема заниженной стоимости товара. Получается, что килограмм скоропортящегося груза будет стоить меньше разрешенного. К счастью участников ВЭД из уголовного кодекса РФ недавно была исключено положение за правонарушение с перевесом скоропорта. Данное правонарушение переведено в разряд административных правонарушений. Специалисты считают, что данной проблемы можно было бы избежать, приняв единый Европейский технический регламент по перевозке свежих овощей и фруктов с учетом утряски и усушки. Были бы были приняты единые нормативы, то каждая сторона процесса поставки однозначно разрешала бы стоящие перед ней задачи. Поставщик загружал бы ровно столько продукции, сколько предусмотрено договором и не боялся бы получить рекламацию, получатель был бы спокоен за отсутствие перевеса и тревоги за необходимость исправлять документы, давать пояснения и платить штрафы, таможня оперируя точными цифрами получала бы в руки систему доказательств и избегала бы судебных разбирательств по вопросам перевеса.

Немалые хлопоты доставляют участникам ВЭД процессы ценообразования на скоропорт. Цена подавляющего числа скоропортящихся товаров формируется на мировой бирже. Колебания биржевой стоимости достаточно часты и происходят порой по несколько раз в сутки. Цена то опускается, то поднимается. Товар до российской границы идет от 3 до 15 дней (в зависимости от региона и вида транспорта). По товар двигался до границы стоимость закупки товара в инвойсе не менялась, а реальная цена биржи могла измениться несколько раз. Таможня требует от участника ВЭД таможенные пошлины от 5% до 10% за 1 кг. с доставленного веса через границу и ещё НДС в размере 18% с дорогой стоимости товара, то есть за 1$ за кг, вчерашнего дня. На практике таможня обязывает участников ВЭД платить по цене, не менее чем установленная цена риска. То есть, по дорогой цене, за единицу веса ввезенного товара. Обычно, данная цена определяется соответствующим таможенным управлением на данный период или сезон.

Кроме того, на цену товара в процессе его появления на прилавке, влияют дополнительные факторы: стоимость доставки, стоимость страховки товара в пути, размера приобретенной покупателем партии, наличии кредитов на приобретение товара.

Все вышесказанное приводит к тому, что назрела необходимость изменить методику расчетов и начисления таможенных пошлин и НДС, используемую ФТС РФ для категории товаров: свежие овощи и фрукты, увязав методику с системой мониторинга биржевых цен на свежие овощи, фрукты на российской таможне и с возможностью коррекции в режиме реального времени таможенных рисков, сделать более гибкую систему Контроля Таможенной Стоимости (КТС) для данной категории товаров. Было бы неплохо увязать результаты торгов на международных биржах, с применением таможенных рисков и назначением таможенных пошлин, по скоропортящимся товарным позициям, в момент начисления таможенных пошлин при таможенном оформлении

Все это привело бы к понижению стоимости завозимых в страну грузов социального назначения, увеличению объемов данных грузов и насыщению рынков так необходимых для населения продуктов, содержащих естественные витамины. В конце-концов, речь идет не только о прибылях участников ВЭД, но и о здоровье населения, его праве на дешевый, но высококачественный продукт.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...