Экономика

Малому бизнесу 5 лет будут повышать налоги

Чиновники придумали два странных способа поддержать малый бизнес. Один — повысить для него страховые взносы до 30%. Другой — предложить льготные кредиты, которые для многих окажутся недоступными.

Поднять, но не сразу

Повысить взносы предлагает Министерство труда. Оно разработало проект изменений в законы о пенсионном страховании и о страховых взносах, который предполагает полную ликвидацию льгот для малого бизнеса (копия проекта есть у «Ведомостей»). В течение пяти лет начиная со следующего года ставка страховых взносов будет ежегодно повышаться — с нынешних 20% до 30% (см. таблицу на стр. 04). Таким образом, к 2018 г. ставка для малого бизнеса сравняется с нынешней ставкой для среднего и крупного.

Парадоксально, но свое предложение по ликвидации льгот Минтруд аргументирует необходимостью их сохранения, ссылаясь на соответствующие поручения президента Владимира Путина и премьера Дмитрия Медведева. Президент, напоминает Минтруд в сопроводительной записке, в бюджетном послании требовал сохранить базовую ставку на уровне 2013 г., потом поручал проработать вопрос о сохранении до 2018 г. страховых льгот малому бизнесу, а правительство утвердило план мероприятий по повышению темпов роста экономики, где говорится о необходимости продления льгот по страховым взносам малому бизнесу на 2014-2017 гг.

Повышение ставки касается малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством, строительством, работающих в социальной сфере — образовании, здравоохранении, спорте, культуре, а также аптечных сетей, социально ориентированных некоммерческих и благотворительных организаций.

Свою нынешнюю льготную ставку они получили так. В 2010 г. в России вместо единого социального налога в 26% был введен повышенный страховой платеж в 34%, в том числе 26% — пенсионные взносы. Но одновременно был ограничен размер фонда оплаты труда, облагаемый взносами (они платятся с зарплат, не превышающих 1,7 средней зарплаты в стране; этот порог ежегодно индексируется). Однако ставка действовала всего год (2011-й) и была временно — на два года — снижена до 30% (в том числе пенсионные взносы — до 22%), а ряд отраслей и малый бизнес получили еще большие льготы.

Для малого бизнеса на 2012-2013 гг. ставка страховых платежей была установлена в 20% от фонда оплаты труда, все взносы шли на пенсии.

Минэкономразвития предлагало сохранить ставку малому бизнесу в 20% еще на два года, а затем в течение 10 лет увеличивать ее на 1 п. п., рассказывает представитель ведомства. Предложение Минтруда лучше, чем Минэкономразвития, одобряет чиновник Минфина: денег в бюджете и так не хватает.

Минтруд разослал документ на согласование в другие ведомства. Законопроект, возможно, сегодня будет обсуждаться у первого вице-премьера Игоря Шувалова на заседании правительственной комиссии по развитию малого бизнеса, сообщил представитель Шувалова.

Дать, но не всем

Пока Минтруд помогает малому бизнесу повышением страховых платежей, Минэкономразвития придумало для него специальные кредиты за счет фонда национального благосостояния (ФНБ). Министерство подготовило предложения (есть у «Ведомостей»), эту инициативу сегодня тоже должны рассмотреть на заседании у Шувалова.


Правительству предлагается в течение нескольких лет размещать 100 млрд руб. из ФНБ на депозит во Внешэкономбанке (ВЭБ) под 5,25% годовых. Далее ВЭБ должен прокредитовать коммерческие банки, работающие с малым и средним бизнесом, под 6,25% годовых. Те, в свою очередь, должны выдавать кредит малым и средним предпринимателям на реализацию их проектов не дороже чем под 10% годовых и максимум на семь лет. Сейчас ставка для среднего бизнеса — на уровне 13,5%, для устойчивого малого бизнеса — около 14,5%, а для бизнеса поменьше — 16-17%, рассказывает директор департамента Номос-банка Федор Сытин.

Однако получить кредиты по льготной ставке сможет не весь малый и средний бизнес. По словам человека, близкого к ВЭБу, Минэкономразвития предлагает ограничить минимальную стоимость проекта, который де-факто будет кредитоваться из ФНБ, 1 млрд руб. Директор департамента Минэкономразвития Наталья Ларионова подтвердила эту цифру, пояснив, что именно с таких объемов начинается «хороший региональный проект» и что это минимум для нормального регионального производства.

  1. млрд — очень высокий порог входа, говорит один из участников обсуждения программы: «На совещаниях предлагалась сумма в 300 млн руб. — этого достаточно даже для модернизации среднего производства». Кредитование по ставке 10% проекта на 1 млрд руб. на длительный срок теоретически предполагает, что заемщик должен гасить около 10 млн руб. ежемесячно, это значит, что размер годовой выручки у него должен быть не менее 1,2 млрд руб., а если это производственное предприятие, то еще больше, прикидывает Сытин.

Агентство стратегических инициатив изначально отбирало для поддержки проекты от 300 млн руб., но затем снизило планку до 100 млн руб., так как в регионах очень много достойных проектов меньше 300 млн руб., отмечает директор агентства по направлению «Новый бизнес» Артем Аветисян. Спрос при ограничении в 1 млрд руб. все равно будет, просто большой пласт малого и среднего бизнеса при таком ограничении выпадет и поддержка распространится на крупные компании, считает он: «Проект в 1 млрд означает, что у его инициатора, если он хочет получить кредит, должно быть минимум 300 млн руб. собственных средств. Это очень много».

Что получится

При увеличении страховых взносов никакого эффекта от других мер не будет, предупреждает президент «Опоры России» Александр Бречалов: «К тому же порог в 1 млрд для получения льготных кредитов очень высок — это уже средний бизнес». Нужно менять модель пенсионной системы, развивать накопительную составляющую, а не сдирать последнее с малого бизнеса, говорит он.

Развитие малого и среднего предпринимательства указано пунктом № 1 в утвержденном правительством плане поддержки экономического роста. Рост с середины прошлого года начал резко тормозить и к середине II квартала 2013 г. остановился вовсе. Пока еще не рецессия, успокаивал недавно замминистра экономического развития Андрей Клепач, — стагнация. Однако малый бизнес уже в рецессии: по данным Росстата, оборот малых предприятий по итогам 2012 г. сократился в номинальном выражении на 3%, т. е. в реальном выражении, с учетом инфляции, — почти на 10%. С начала 2012 г. по март 2013 г. количество малых предприятий, по данным Росстата, сократилось на 3,5%, а средняя численность их работников — почти на 1 млн человек, или на 13%.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры: