Образование

Проблемы и перспективы развития информационной инфраструктуры таможенной логистики ТЛТ

Education provedПредлагаем Вашему вниманию цикл публикаций, которые любезно предоставило Научное студенческое общество Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии «Первые шаги в науке».

Публикации научно-исследовательских работ студентов (НИРС) позволяют активизировать и актуализировать полученные студентами знания, стимулировать их творческий потенциал и повысить профессиональную мотивацию.
Предлагаемые Вашему вниманию материалы характеризуются, в своем большинстве, весьма высоким уровнем и представляют интерес как для профессиональных исследователей, так и для специалистов-практиков.

Некоммерческое партнерство «Гильдия ПРОВЭД» предоставляет свою информационную площадку людям, которым небезразлично развитие внешнеэкономических связей, совершенствование логистических операций, современное таможенное дело, которое соответствует всеми мировым стандартам. Администрация Некоммерческого партнерства считает своим долгом поощрить наиболее интересные и неординарные работы молодых исследователей Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии и объявляет конкурс на лучшую студенческую работу.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТАМОЖЕННОЙ ЛОГИСТИКИ ТЛТ
(ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНАЛОВ) В МЕСТАХ, ПРИБЛИЖЕННЫХ К ГРАНИЦЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Для успешной реализация Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, необходимо создание ТЛТ (таможенно-логистических терминалов). В данной работе сделана попытка охарактеризовать современное состояние развития информационной инфраструктуры таможенной логистики ТЛТ, при этом обозначены существующие проблемы, обоснована необходимость внедрения информационных технологий, на основе реальных показателей дана оценка перспективности их развития.

In order to successful realization of the Concept of the customs clearance and customs control of goods in places close to the state border of the Russian Federation, we need a CLT (customs-logistical terminals). In this article we attempt to characterize the current state of development of information infrastructure CLT, identify existing problems. We also proved the necessity of introduction of information technology, on basis of real indicators assessed the prospects for their development.

Ключевые слова: концепция, инфраструктура, терминал, логистика, информация
Key words: concept, infrastructure, terminal, logistics, information

В настоящее время большое внимание уделяется реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, которая является составной частью Стратегии развития
Федеральной таможенной службы до 2020 года. Повышенное внимание к данной Концепции обусловлено рядом факторов, среди которых проблема чрезмерной транспортной нагрузки на крупные российские города, решение которой связано с развитием таможенно-логистической инфраструктуры преимущественно в местах, приближенных к государственной границе. При этом осуществление положений Концепции вызывает необходимость повышения уровня взаимодействия таможенных и иных контрольных органов при осуществлении государственного контроля перемещения товаров. Это должно сопровождаться применением современных информационных технологий. В этой связи, целью настоящей работы является анализ современного состояния информационной инфраструктуры таможенной логистики ТЛТ в местах, приближенных к границе Российской Федерации. Достижение цели предполагается осуществить решением следующих задач: во-первых, выявить существующие проблемы в рамках рассматриваемого вопроса, наметить пути их решения; во-вторых, обосновать необходимость развития информационной инфраструктуры таможенной логистики ТЛТ в местах, приближенных к границе России, определить перспективы развития.

Несмотря на постоянную работу по разработке, внедрению и модернизации информационной инфраструктуры в таможенной сфере, существует ряд нерешенных проблем. К ним относятся:

-  Отсутствие в приграничных субъектах Российской Федерации квалифицированных специалистов. Привлечение в приграничные субъекты страны квалифицированных кадров, а также их подготовка и переподготовка сопряжены с необходимостью решения комплекса вопросов социального обеспечения.

-  Недостаточность инфраструктуры в приграничных субъектах Российской Федерации. Развитие информационной таможенной инфраструктуры тесно связано с развитием транспортно-логистической, банковской и социальной инфраструктуры.

-  Упрощение таможенных формальностей и сокращение времени таможенного оформления должны сопровождаться комплексом мер по повышению эффективности правоохранительной и антикоррупционной деятельности таможенной службы Российской Федерации.

В рамках Концепции в 2010 году были созданы 11 и ликвидированы 35 таможенных органов в регионе деятельности Центральной акцизной таможни, Приволжского таможенного управления, Северо-Западного таможенного управления; реорганизованы 9 таможен 6 (Кировская, Марийская и Чувашская таможни присоединены к Нижегородской, Мордовская и Пензенская – к Ульяновской, Удмуртская – к Пермской); меняется структура таможенных органов в Московской области (5 октября 2010 года создана Московская областная таможня).

В октябре 2010 года ФТС России рассмотрела проекты создания 58 таможенно-логистических терминалов (ТЛТ) в приграничных районах в рамках реализации Концепции, из которых признаны соответствующими концепции 49, не соответствующими − 4 проекта [1]. В Северо-Западном таможенном управлении на данный момент планируется строительство шестнадцати ТЛТ [2]. Это значит, что развитие информационной инфраструктуры таможенной логистики ТЛТ в местах, приближенных к границе Российской Федерации, является необходимостью.

Как отмечает В.А.Елин (Председатель совета директоров ЗАО «Смарт Лоджистик Групп»), «… самое главное, что сделала Концепция ФТС России, она подстегнула повсеместное, массовое внедрение новой технологии электронного декларирования через Интернет − ЭД-21» [3]. Внедрение информационных таможенных технологий является одним из основных направлений совершенствования системы таможенных органов Российской Федерации. Эта работа осуществляется в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о развитии информационного общества и создания электронного правительства в стране. Внедрение Интернет-технологий при электронном представлении сведений было определено в качестве приоритетной задачи таможенных органов на 2010 год.

В настоящее время при таможенном контроле активно применяются следующие перспективные информационные таможенные технологии, основанные на технологии электронного представления сведений по сети Интернет: предварительное информирование таможенных органов; декларирование товаров в электронной форме; удаленный выпуск товаров как результат развития технологии Интернет-декларирования. Кроме того, предусматривается внедрение новых информационно-технических средств и средств программного обеспечения, модернизация уже действующих, развитие ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети таможенных органов
Российской Федерации, совершенствование автоматизированных систем таможенного оформления и контроля, внедрение единой автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации, повсеместное внедрение электронных способов обмена информацией с другими контролирующими органами и таможенными органами иностранных государств, с участниками внешнеторговой деятельности.

По данным ФТС России, на октябрь 2010 года таможенными органами ежедневно выпускалось 36,25% электронных деклараций, в том числе: 31,67% − с использованием Интернета (в январе 2010 года этот показатель составлял только 2,6%).


Развитие информационной инфраструктуры позволяет улучшить показатели эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации, создать систему комплексного учета и анализа участников внешнеторговой деятельности, уменьшить субъективное влияние при принятии решений должностными лицами таможенных органов.

Таким образом, можно сделать вывод о тенденции роста внедрения информационной инфраструктуры таможенной логистики ТЛТ в местах, приближенных к границе Российской Федерации. В заключение важно отметить, что действия ФТС России направлены на решение возникающих трудностей при развитии информационной инфраструктуры таможенной логистики ТЛТ в местах, приближенных к границе Российской Федерации. Использование информационных технологий в современных условиях является неотъемлемой частью таможенной политики страны и залогом ее успешности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ФТС РФ одобрила проекты создания 49 таможенно-логистических терминалов, 25 октября 2010 года // Сайт «Все о таможне». Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.tks.ru
2. Стригин А. Остановка в Бурачках // «Российская Бизнес-газета» № 789 (7) от 22 февраля 2011 года. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.rg.ru
3. Проблемы и преимущества Российской логистики?! 03 мая 2010 года // Сайт «Таможня.ру». Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.tamognia.ru
4. 100% таможенных постов готовы принимать декларации по Интернету, 11 октября 2010 года // Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.customs.ru


Архипова Алина Сергеевна
студент 4 курса факультета таможенного дела

Научный руководитель
Афонин Петр Николаевич
заведующий кафедрой технических средств
таможенного контроля, д.т.н., доцент,
академик Международной академии прогнозирования,
член-корреспондент Российской академии
медико-технических наук

2011 год

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...