Два триллиона – на водный транспорт
В рамках модернизации транспортной системы России Минтранс решил «поставить на ноги» и отечественный водный транспорт. Для начала рассчитали расходы: в ближайшие десятилетия для этих целей потребуется не менее 2,26 триллиона рублей.
Проект по развитию водного транспорта также включает в себя два варианта: инновационный, который предусматривает рост грузопотока до 298 миллионов тонн, то есть в 2,2 раза, до 2030 года, и консервативный, согласно которому грузопоток должен увеличиться в 1,4 раза до 205 миллионов тонн.
Минтранс считает, что из федерального бюджета на развитие водного транспорта нужно выделить триллион рублей. 13 миллиардов планируется направить из местных и региональных бюджетов; еще почти 1,2 триллиона рублей Минтранс предлагает привлечь из внебюджетных источников финансирования.
Ведомство хочет направить средства федерального бюджета на инфраструктуру объектов, принадлежащих государству, а также на обеспечение безопасности на водном транспорте и проведение научных исследований.
Деньги из региональных бюджетов Минтранс предлагает потратить на организацию перевозок на социально значимых маршрутах. Внебюджетные средства, как считают в ведомстве, нужно направить на строительство флота и инфраструктуры.
Догнать и перегнать
Россия располагает самой протяженной сетью водных путей в мире длиной более 101 тысячи километров. После развала СССР роль этой сети в транспортной системе РФ существенно снизилась. По данным Минтранса, объем грузов, перевезенных водным транспортом, за последние 25 лет сократился в 4,6 раза - до 142 миллионов тонн.
Для сравнения, на долю внутреннего водного транспорта в РФ приходится мене 2% от общего грузопотока, тогда как в Германии этот показатель достигает 11%, во Франции – 10%, в Нидерландах - 34%.
Пока в большом упадке
Более того, российский водный транспорт уже сильно износился. Степень износа транспорта в организациях Росморречфлота на начало 2013 года составила более 83%. К такому выводу пришла Счетная палата, которая проверила эффективность использования выделенных на поддержку внутреннего водного транспорта бюджетных средств. Из результатов проверки аудиторского ведомства следует, что большинство действующих судов было введено в эксплуатацию 50-70 лет назад.
Также добавим, сейчас 94% всех грузов и 86% перевозок пассажиров внутренним водным транспортом осуществляется негосударственными предприятиями.