Экономика

В суд только через Воронина

С 3 сентября, прежде чем судиться со страховщиками, придется попытаться урегулировать спор через финансового омбудсмена. Участники рынка считают: это затянет решение споров, а финансовым организациям еще и придется оплачивать работу омбудсмена.


 

Новый федеральный закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», вступивший в силу 3 сентября 2018 года, вводит в России должность финансового омбудсмена — он будет выступать посредником в спорах между гражданами и финансовыми организациями. Инициатор нововведения — Правительство РФ.

Сначала в сферу компетенций финансового уполномоченного будут входить споры со страховыми компаниями по вопросам автомобильного страхования — ОСАГО и КАСКО. С 2019 года к ним добавятся остальные виды страхования. С 2020-го сотрудничество с омбудсменом станет обязательным для микрофинансовых организаций, а с 2021-го — для банков.

Финансовый уполномоченный будет разбираться с имущественными претензиями до 500 тысяч рублей, однако споры по ОСАГО подлежат рассмотрению вне зависимости от суммы. Для физлиц обращение к уполномоченному будет бесплатным. На первом этапе работу финансового омбудсмена будет оплачивать Центробанк, а впоследствии банки, микрофинансовые организации и страховщики — в виде обязательных взносов.

Правительство РФ считает, что омбудсмен позволит разгрузить суды, заваленные спорами по финансовым вопросам. Однако участники рынка убеждены, что содержание омбудсмена лишь станет для них дополнительным бременем и лишней инстанцией, которая затянет урегулирование споров. Рынок сам разработал механизмы досудебного урегулирования, говорят эксперты: например, число судебных исков по ОСАГО сократилось с 420 тысяч в 2016 году до 390 тысяч в 2017-м.

 

Сомнительная связь

В конце августа Совет директоров ЦБ РФ назначил главным финансовым уполномоченным в России 55-летнего Юрия Воронина. До сих пор он никогда не занимался защитой прав потребителей. Более того, никогда не трудился ни в страховании, ни в банках. Вся его карьера связана с госслужбой. С конца 1980-х он работал в Государственном комитете СССР по труду и социальным вопросам, затем в Минтруда РФ. В Минздраве дослужился до должности статс-секретаря — замминистра. Работал в администрации президента РФ, а последние пять лет руководил аппаратом Счетной палаты РФ.

Единственное, что хоть как-то связывает Воронина с банковской сферой, — это его двухмесячная работа в статусе советника председателя Центробанка.

Поэтому предложение главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной о работе финансового омбудсмена стало для него неожиданностью, признался новоиспеченный омбудсмен. И назвал это профессиональным вызовом для себя.

 

Снизит нагрузку на суды

«Мы давно ожидаем запуска инструмента финансового омбудсмена в полном масштабе и с полным функционалом. Инструмент практически аналогичен по механизму третейскому суду и значительно снизит нагрузку на мировых судей, районные, городские суды. Институт омбудсмена важен для развития взаимовыгодных и качественных отношений между страхователями и страховым рынков. Ведь омбудсмен — это лицо, которое в рамках своих полномочий должно находить паритетное решение для всех участников страхования в случае возникновения споров или недопонимания», — отмечает официальный представитель компании «АльфаСтрахование» Юрий Нехайчук.

По его словам, введение института омбудсмена позволит сократить время и сроки, которые затрачивают участники страхования на решение проблем в судах, снизить накал претензий сторон, найти удовлетворяющее всех решение. «Надеемся, что введение института омбудсмена поможет урегулировать проблемы рынка в части ОСАГО при введении «натурального ремонта», — полагает он. Имеется в виду введенный с 28 апреля 2017 года порядок, по которому страховые компании стали возмещать ущерб по ОСАГО не денежными выплатами, а в большинстве случаев ремонтными работами. Заключая страховой договор, владелец машины имеет право выбрать автосервис, в котором будут ремонтировать его автомобиль после поломки. Но выбирать приходится из предложенного страховой компанией списка. Автовладельцев далеко не всегда устраивает качество ремонта тех сервисных компаний, которые предлагает страховщик.

«Финансовый омбудсмен будет бесплатно рассматривать заявления, поданные гражданами, а вот тем, кому гражданин переуступит право требования, придется платить. Поэтому страховые компании ожидают, что институт финансового омбудсмена поможет решить проблему с недобросовестными автоюристами. Кроме того, теперь граждане смогут обращаться для урегулирования спора сначала к омбудсмену, и это поможет снизить нагрузку на суды», — прокомментировали новый закон в Российском союзом автостраховщиков (РСА).

Впрочем, оценить, насколько сократится количество судебных споров благодаря появлению омбудсмена, невозможно, говорит Егор Светлов, заместитель начальника Управления методологии и андеррайтинга обязательных видов страхования СК «МАКС». Потерпевший и страховая компания по-прежнему могут обращаться в суд. «А вот для потребителей финансовый омбудсмен станет дополнительным звеном, которое может увеличить сроки решения возникших проблем, — предупреждает Светлов. Для автоюристов же финансовый уполномоченный вряд ли послужит серьезной преградой, сомневается он. Кроме того, содержание института омбудсмена станет дополнительным бременем для финансовых организаций, которые и без того пребывают в неважном экономическом положении из-за роста убыточности страхования и неопределенности с принятием новых тарифов по ОСАГО, отмечает Егор Светлов.

 

СПРАВКА

По данным РСА средняя выплата по ОСАГО за январь-июль 2018 года составила 64 тысячи рублей, что на 17% меньше, чем годом ранее. Также по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15% снизилось количество заявленных и урегулированных убытков — с 1,48 млн до 1,25 млн штук. При этом сократился размер средней премии — с 5,783 тысячи до 5,681 тысячи рублей. Объем начисленных премий по ОСАГО в январе-июле 2018 года составил 128,99 млрд рублей, всего на 1% сократившись по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом сумма выплат по страховым случаям сократилась на 29% — со 113 млрд до 79,78 млрд рублей.

 

Эффективность нового института сомнительна, считают представители микрофинансовых организаций (МФО), которым предстоит начать сотрудничество с финансовым омбудсменом через год. Институт досудебного урегулирования в МФО уже сформирован — эту задачу успешно выполняют саморегулируемые организации, ЦБ тоже принимает жалобы клиентов и ведет работу с МФО, отмечает гендиректор компании MоneyMan Ирина Хорошко. Так что помощь омбудсмена будет незначительной. «Более 90% всех заявлений на МФО подают клиенты, которые просят снизить величину долга и ставки из-за того, что их материальное положение ухудшилось. Суд практически всегда им отказывает. Совсем незначительная часть исков — от граждан, на которых были оформлены займы мошенническим способом. Они требуют признать договор незаключенным. Суд, как правило, удовлетворяет их прошения. Если клиент обращается к нам напрямую, мы моментально решаем этот вопрос. Поэтому поле для деятельности финансового омбудсмена в секторе МФО минимально», — резюмирует Ирина Хорошко.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...