Свое мнение

Нужна таможня! Современная, эффективная, модерновая.

Нужна таможня! Современная, эффективная, модерновая.
За всякое порученное дело должен отвечать один и только один человек.
(Отто фон Бисмарк)


Российскому бизнесу очень нужна современная таможня. Импортерам – прозрачный таможенный контроль и минимальные денежно-временные издержки при прохождении таможенных формальностей. Экспортерам – быстрое и простое оформление. Производителям – защита отечественных товаров и рынков. Потребителям – безопасные и недорогие товары и продукты. Обществу – эффективное противодействие контрабанде и контрафакту, и так далее. В общем, всем что-то от таможни надо и, заметьте, надо – защитное, созидательное, прогрессивное. Почему же на практике получается обратное? Почему нет понимания и так уж во всем виноват бизнес?
Некоторые аспекты взаимоотношений с таможней.

Таможня VS Малый бизнес

Малый бизнес в своем нынешнем положении для таможни – мальчик для битья. Компании малого и среднего бизнеса на себе отрабатывают все ошибки, просчеты и эксперименты таможенного администрирования. Не выполняет таможня план по перечислению таможенных платежей в бюджет – получи малый бизнес повсеместную корректировку таможенной стоимости, не с позиции цен рынка, а с суммы недовыполнения плана. Что в такой ситуации может сделать малый бизнес? Только одно – покорно «обдираться». Не выполняет таможня план по административным правонарушениям (АП) (есть такой план в таможне!) - получи малый бизнес протоколы об АП, хоть на 100 рублей, хоть на 500 рублей. АП на 500 рублей, штраф на 500 рублей, разбирательство на три месяца (и то, если повезет) – получи малый бизнес убыток от простоев за эти три месяца, рублей эдак на миллион. Что в данном случае может малый бизнес? Вариантов немного – покорно нести убытки или покорно умирать, ибо любое сопротивление просто ускоряет банкротство кампании от причиненных убытков.

Чем таможня осложняет жизнь малому, да, собственно, и среднему бизнесу?
Необоснованным административным давлением, непрозрачным и громоздким таможенным контролем, бюрократией, коррупцией.
Что хочет малый бизнес от таможни? Упрощения и прозрачности процедур таможенного контроля, внедрения электронных форм таможенного контроля и оформления, снижения административного давления, снижения издержек (убытков) при прохождении таможенных формальностей.

Если ФТС не прекратит «кошмарить» малый бизнес, в околотаможенном сервисе особенно, (в угоду РОСТЭКу), то в ближайшее время, околотаможенный сервис будет монополизирован РОСТЭКом, таможенно-логистическая нагрузка на импорт и экспорт возрастет, таможенные процедуры станут еще более непрозрачными, тарифы на услуги не управляемые и не контролируемые.

Таможня VS Инновационные технологии и оборудование.

Это одна из самых интересных форм взаимоотношений. Тут, скорее всего, виноват таможенный консерватизм или стойкое желание таможенной системы защитить российскую экономку от современных технологий и модернизации, как таковой. Конечно, проблема не в инспекторе, который не может осуществить выпуск высокотехнологического оборудования. Он, собственно, и не в состоянии понять и оценить, что это за оборудование и для чего оно. Проблема тут в заадминистрированности процесса: тот перечень документов и разрешений, который необходимо представить при оформлении оборудования, вполне достаточен для регистрации патентных прав, если ввозить, ну, а если вывозить российский образец для испытаний, или, например, для презентации потенциальному покупателю, то это в принципе невозможно. Вот, наверное, поэтому, максимальный результат годовой работы Сколково – шесть километров нано-дороги.

Третий год ФТС двигает по территории России таможенные посты, с терминала на терминал и ничего не делает по вопросам упрощения оформления образцов, высокотехнологичного оборудования, технологий и так далее.

Если до конца года ФТС не разработает и не начнет внедрять согласованную с правительством упрощенную технологию для технологических образцов, высокотехнологического оборудования и технологий, то о модернизации экономики, о развитии своего технологического производства и о выходе на мировой рынок мы еще будем долго мечтать.

Таможня VS Логистика.

Давние враги, не получается у таможни с логистикой, ни дружбы, ни любви, ни сотрудничества. И вроде бы направленность одна, но нет понимания, и все тут.

Получается как бы, что проблема в самой логистике: никак транспортные и экспедиторские компании не поймут, что не таможенные посты и терминалы должны организовываться и строиться на товаротранспортных потоках, а товаротранспортные потоки должны формироваться на направлениях, где уже существуют таможенные терминалы и посты.

Пятый год ФТС пытается перераспределить потоки по своему видению и пониманию, но за эти пять лет ни разу не была сделана и представлена на суд общественности и профильного бизнеса оценка существующих грузопотоков, нагрузок на основные транспортные направления и магистрали, состояние инфраструктуры на этих направлениях и магистралях.

Что дальше ждать? Постоянную хаотичную передислокацию таможенных постов с терминала на терминал или все же организацию и размещение постов на основных товаротранспортных потоках, в интересах обслуживания грузопотока?
Если в ближайший год ФТС не обеспечит необходимой структурой финское направление, то в 2012 году трасса Санкт-Петербург – Москва превратится в одну сплошную пробку протяженностью от Выборга до Москвы.

Таможня VS Концепция переноса таможенного контроля и оформления на границу.

Для чего собственно задумывалась Концепция переноса таможенного оформления и контроля к границе, сегодня знают все, даже те, кто далек от внешнеэкономической деятельности и самой таможни. Идея, была хорошая, наверное, потому как не ФТС она была придумана, но в трудный период реформирования таможня схватилась за Концепцию, пусть не согласовав с министерствами и ведомствами, (а обсуждать с бизнесом - это не в правилах ФТС), но взялась. Вопрос, сейчас, наверное, в том, зачем и ради чего, после такого ретивого старта реализации Концепции, через два года ФТС эту же Концепцию благополучно похоронила. Уже и в планах ФТС на 2011 год проблемы и вопросы Концепции не ставятся, да, собственно, и сама Концепция не упоминается. В результате двух лет кропотливой работы, на границу оформляться ушло не более 5% грузопотока. Что касается таможенного контроля, то он на границу идти вообще не торопится, оно и понятно, кадров нет, инфраструктуры тоже нет, да и во многих местах граница отступила в рамках Таможенного союза. Так что дала Концепция? Из отрицательного: проблемы, негативный инвестиционный климат, усложнение логистики, рост цен на траспортно-логистические и таможенно-брокерские услуги. Из «положительного»: резкий рост ТЛТ принадлежащих РОСТЭКу, увеличение клиентов РОСТЭКа. Что дальше ждать? Хаоса? Роста коррупции и контрабанды?

Если ФТС срочно не прекратит реализацию Концепции в виде хаотичного перемещения таможенных постов с терминала на терминал и не начнет срочно внедрять электронные технологии таможенного контроля на границе, то об инвестиционном климате и модернизации экономики стоит на десятилетие забыть.

Таможня VS Право.

С правом у таможни тоже дела как-то не очень обстоят. Уже стало нормой, и все привыкли, что в своей деятельности должностные лица таможенных органов руководствуются не законодательством Таможенного союза и даже не российским таможенным законодательством, а просто ведомственными письмами, приказами и инструкциями, которые в Минюсте не прошли регистрацию, а порой просто своими личными понятиями права. Вот в том числе и поэтому такой высокий уровень правонарушений в таможенной сфере, вот поэтому участник ВЭД перед таможней абсолютно бесправен и беззащитен, вот поэтому такое количество исков в отношении таможенных органов и такой высокий процент решений судов не в пользу таможенных органов. Но и тут отдельные должностные лица предпринимают серьезные усилия исправить ситуацию. Так, например, в вопросе изменения процента решений судов не в пользу таможенных органов, СЗТУ решило активно работать с судами. Понятно, что по логике и по сути работать надо над уровнем подготовки инспекторов и должностных лиц, но управление выбрало для себя не самый простой путь, решило работать с судами. Пока остается только догадываться, как и в какой форме СЗТУ проводит эту работу.

Если таможня ФТС не приведет в ближайшее время к единообразию правоприменительную практику, если должностные лица не станут работать по нормам закона, а будут продолжать работать по понятиям, понятным только им, то про правовое государство, про защиту и поддержку бизнеса, про декриминализацию таможенной среды и околотаможенной сферы лучше даже и не мечтать.

Таможня VS электронные технологии таможенного контроля и электронное декларирование.

Электронное декларирование (ЭД), похоже, что самый не любимый таможенный проект. Один из модерновых проектов ФТС, благополучно саботируемых. Вообще ведомственная загадка, зачем придумывать проекты и Концепции, чтобы потом их благополучно хоронить. ФТС жертвовала ЭД в интересах реализации Концепции, хотя бы потому, что если бы с 2008 года стало внедряться ЭД так, как оно пиарилось ФТС и, как это должно было бы быть, то вопрос о Концепции стоял бы по-другому, и реализована она была бы уже давно, в интересах российской экономики и российского бизнеса.. Но сегодня, когда Концепция провалена, сам Бог велел ФТС все силы бросить на внедрение повсеместного ЭД. Но, увы, и силы не бросаются и технологии не внедряются. Что мешает внедрению электронного декларирования, да, собственно, как и успешной реализации Концепции? Все мешает: участник ВЭД мешает, технологии устаревшие мешают, техника старая мешает, сейчас новое вмешательство появилось: МНС и автоперевозчики (по словам главного реформатора ФТС В.Ивина), кто-то дальше тоже будет мешать. Вот только о том, что, например, на Балтийской таможне, электронное декларирование превращено в интернет-очередь для подачи декларации на товары в бумажном виде, ФТС не смущает. То, что за два года внедрения электронного декларирования не разработаны и не внедрены электронные формы товаротранспортных документов, тоже ФТС не смущает. Россия отстает от Казахстана и Белоруссии по внедрению электронных форм декларирования и контроля.

Если так медленно будет продолжаться внедрение электронного декларирования и форм электронного таможенного контроля, то товаротранспортные потоки в ближайшее время будут выстраиваться через Белоруссию, Казахстан, а в ближайшей возможной перспективе – через Киргизию и Украину.

Таможня VS Таможня

Самая интересная и самая не простая сторона взаимоотношений. Тут вопрос, наверное, даже не в очень высоком уровне коррупции, не в контрабандных скандалах, а скорее в статусе рядового таможенного инспектора, в уровне профессионализма, в текучке кадров, в ответственности должностных лиц за принимаемые решения и т.п.

Маловероятно, что можно найти человека, который бы ратовал за ликвидацию таможенной системы, как таковой. Таможня - орган государственный, орган нужный и важный. Но вот состояние этого органа в настоящее время, его направленность, которая существенно отклонилась от интересов и позиции государства, должно волновать не только бизнес, но и государство российское. В своем непрагматичном и бессистемном реформировании ФТС зашла в тупик, и теперь без помощи государства не сможет из него выйти.

Если в ближайшее время ФТС не повернется лицом к инспекторскому составу, если не осознает, что кроме РОСТЭКа есть инспектора на постах и таможнях, которые, собственно, и выполняют государственные задачи, если не начнет повышать профессиональный, материальный и статусные уровни, не на словах, а на деле, то в ближайшее время Россия будет иметь такую таможенную систему, которую даже при старательном изучении невозможно будет отличить от ополчения батьки Махно.

Кисс Р.Ю.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...