Экономика

Нефтяной таран

«Роснефть» рискует потерять прибыль из-за недозагрузки нефтеперерабатывающего завода в Индии: Венесуэла сорвала поставки на этот завод сырья на $400 млн из-за аварии на нефтяном терминале, с которого отгружаются углеводороды.


 

«Роснефть» рискует не выполнить обязательства перед индийским нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ) из-за проблем с поставками сырья из Венесуэлы. Российская госкомпания обязалась обеспечивать половину загрузки НПЗ — это 200 тысяч баррелей в сутки, или 6 млн баррелей в месяц. Нефть для НПЗ поступает от государственной нефтяной компании Венесуэлы PDVSA и переваливается на крупнейшем в республике нефтяном терминале Jose.

В минувшие выходные греческий танкер Meganisi протаранил один из доков на этом терминале, и теперь Jose закрыли на ремонт. Он продлится месяц, а «Роснефть» не получит 5 млн баррелей сырья от PDVSA. С учетом цены нефти на рынке под вопросом оказались поставки на $400 млн. Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев уже заявил, что проблем с поставками сырья на индийский завод не будет.

 

Индийская доля

«Роснефть» приобрела долю (49,13%) в заводе в индийском городе Вадинар (штат Гуджарат) в 2017 году, когда вошла в капитал индийской нефтяной компании Essar. Это второй по мощности завод в Индии, он может перерабатывать до 20 млн тонн нефти в год. После покупки «Роснефть» обязалась обеспечивать его сырьем на половину месячной загрузки. После переработки топливо продается в Индии и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Завод изначально был ориентирован на переработку тяжелой нефти от PDVSA, с которой глава «Роснефти» Игорь Сечин (на фото слева) подписал соглашение о поставке сырья (на фото справа — бывший министр нефти Венесуэлы и президент PDVSA Юлоджио дель Пино; в центре — президент Венесуэлы Николас Мадуро).

 

СПРАВКА

«Роснефть» пришла в Венесуэлу в 2008 году: она, а также «Газпром», «Лукойл», TNK-BP и «Сургутнефтегаз» создали Национальный энергетический консорциум для инвестирования в венесуэльскую экономику. К 2013 году «Роснефть» за $800 млн выкупила доли у своих партнеров, получив доли в венесуэльских нефтяных месторождениях, ранее принадлежавших British Petroleum (входила в TNK-BP, которая полностью перешла под контроль «Роснефти»).
В 2013 году «Роснефть» и PDVSA создали несколько совместных предприятий, в которые российская госкомпания вложила $2 млрд. Еще $6,5 млрд «Роснефть» в 2015-2017 годах потратила на предоплату за покупку нефти у PDVSA, фактически прокредитовав правительство венесуэльского лидера Николаса Мадуро.

 

PDVSA, которая из-за экономических проблем Венесуэла постоянно балансирует на грани дефолта, постоянно задерживает поставки и копит долги перед «Роснефтью». К середине 2018 года задолженность PDVSA сократилась до $3,6 млрд. В «Роснефти» ожидают полного погашения задолженности к концу 2020 года.

Как долго будут ремонтировать терминал Jose, пока не ясно. Руководитель аналитического отдела ИК «Доходъ» Владимир Киселев считает, что если венесуэльцы уложатся в заявленный месячный срок, то «Роснефть» не понесет серьезных финансовых потерь и ей удастся избежать простоя индийского завода из-за отсутствия сырья. Но если ремонт затянется, операционные результаты «Роснефти» могут просесть, говорит Киселев.

 

Миллион процентов инфляции

Венесуэла — мировой лидер по запасам нефти: они превышают 300 млрд баррелей. По этому показателю она обходит Саудовскую Аравию (260 млрд), Канаду (170 млрд), Иран и Ирак (по 150 млрд). Россия с запасами в 90 млрд баррелей занимает восьмое место в мире.

Экономика Венесуэлы почти полностью основана на экспорте нефти: в 2017 году продажа сырья обеспечивала 50% ВВП страны ($75 млрд из $149,5 млрд) и 95% ее экспортных доходов.

Однако сейчас нефтедобыча, как и вся экономика Венесуэлы переживает тяжелейший кризис: в 2017 году добыча нефти упала на 29%, до 1,6 млн баррелей в сутки, достигнув уровня 1989 года и продолжает стремительно снижаться. По оценке Международного энергетического агентства (МЭА), в июле 2018-го добыча в Венесуэле составляла 1,26 млн баррелей в сутки, что на 20% меньше результатов июня. МЭА прогнозирует, что к концу года нефтедобыча упадет до 1 млн баррелей в сутки. Пропорционально сокращаются и доходы республики от экспорта углеводородов.

Поэтому возобновление отгрузок на терминале Jose — одна из первоочередных задач Николаса Мадуро, который с 2014 года пытается справиться с кризисом в стране, но пока безуспешно. Уже третий год показатели экономического спада в стране выражаются двузначными числами (в 2018 году МВФ прогнозирует спад на 18%), а инфляция к концу года может достичь миллиона процентов. Эксперты МВФ сравнивают ситуацию в Венесуэле с положением, в котором оказалась Германия после Первой мировой войны. За 5 лет кризиса экономика Венесуэлы провалится на 50% — это самый значительный экономический спад в мире за последние 60 лет.

Фото: cdni.rt.com

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы