Экономика

Америка объединяет Россию, Турцию и Иран

Россию, Турцию и Иран сплачивает дружба против Америки, которая ужесточает санкции в отношении всех трех стран. Эксперты полагают, что санкции США играют на руку России, которая может укрепить позиции на международной арене и, в частности, в Сирии.


 

Глава МИД Сергей Лавров может в ближайшее время встретиться со своим турецким коллегой в Анкаре. Оказавшись в сложной экономической ситуации и в напряженных отношениях с США Турция вынуждена сближаться с Россией. Причем сближаться придется на условиях Москвы, полагают опрошенные ПРОВЭДом эксперты. России нужна лояльность Анкары, в частности, по вопросам, связанным с урегулированием сирийского конфликта.

Хотя, предупреждают эксперты, отношения Москвы и Анкары не безоблачны. Кризис в отношениях двух стран наступил в ноябре 2015-го, когда турецкие военные сбили российский истребитель. Президент России Владимир Путин тогда очень негодовал. Россия прервала авиасообщение с соседкой и отказалась от ее помидоров.

Сейчас отношения между двумя странами нормализовались, но нет оснований утверждать, что Москва полностью доверяет Анкаре, тем более что Турция остается членом НАТО. А главное — что товарооборот России и Турции не так велик, чтобы турки могли с легкостью пренебречь отношениями с Западом. Все-таки 50% импорта и экспорта Турции приходится на ЕС. Более того, Анкара в значительной степени зависит от западных вооружений, которые она получает от США в качестве члена НАТО. Конечно, турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган посматривает на российское вооружение, но пока это не более чем эксперимент.

 

Президентская верность

Теперь, когда российский рубль и турецкая лира переживают девальвацию под давлением американских санкций, экономические отношения двух стран могут стать намного теснее. Намерение США ужесточить санкции в отношении России подорвало доверие иностранных инвесторов к российским активам. Они массово продают ценные бумаги и покидают страну, ослабляя рубль. Девальвации лиры предшествовало двукратное повышение пошлин на ввоз алюминия и стали в Америку. Напряженность в отношениях с США возникла из-за домашнего ареста американского пастора Эндрю Брансона. Анкара обвиняет его в причастности к попытке госпереворота в Турции в 2016 году.

Официальный представитель президента Турции Ибрагим Калин публично заявил, что США рискуют потерять Турцию как союзника. Американское враждебное отношение к Ирану, России и Турции не оправдано, добавил спикер турецкого парламента Бинали Йилдирим.

В начале мая Дональд Трамп объявил о выходе Америки из ядерной сделки с Ираном, что означает возвращение санкций в отношении этого ближневосточного государства. От иранской нефти уже отказываются крупнейшие мировые нефтяные компании.

Первой руку помощи Ирану протянула Россия — лидер Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Союз подписал с Ираном соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. Теперь это государство будет по сниженным таможенным пошлинам импортировать из ЕАЭС мясо, масло, шоколад, металлы, косметику и оборудование, а Евразийский союз — на льготных условиях получит иранские овощи, фрукты, строительные материалы, посуда и ковры.

Дональд Трамп пригрозил жесткими санкциями всем, кто продолжит сотрудничество с Тегераном и Москвой, под удар попали страны Евросоюза, которые не хотят терять иранские проекты, связанные с добычей и переработкой нефти и газа. Некоторые европейские лидеры — например, канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон — уже не раз съездили в гости к Владимиру Путину с заверениями в доверии и предложениями о сотрудничестве.

 

На пороге ШОС

«В Турции складывается однопартийный авторитарный режим Реджепа Тайипа Эрдогана. Он пытается убрать всех, кто ему оппонирует», — отмечает Виталий Эпштейн, кандидат социологических наук, доцент Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС. Среди наиболее непримиримых противников Эрдогана — Фетхуллах Гюлен. Это исламский проповедник, который одно время разделял политику Эрдогана, в частности касающихся роли ислама в турецком государстве. Но потом их пути разошлись, и Гюлену пришлось уехать в США, а Эрдоган теперь обрушивается с критикой на бывшего единомышленника, обвиняя его в заговорах. Любой, кто против Эрдогана, автоматически считается другом Гюлена.

Еще один оппонент — Эндрю Брансон, евангелический пастор, который двадцать лет прожил в Турции с семьей. В октябре 2016-го его арестовали, обвинив в поддержке провалившегося путча военных. Реальных доказательств его вины нет, но, учитывая, что Эрдоган ведет политику исламизации, этот арест может быть звонком всем протестантам, живущим в Турции.

«В итоге для американцев все сложилось в одну картину: покупка Турцией российских зенитно-ракетных комплексов С-400, попытка Анкары играть самостоятельную роль в Сирии, готовность рассмотреть возможность участия в пророссийских структурах, таких как Шанхайская организация сотрудничества», — резюмирует Виталий Эпштейн.

По его мнению, когда уходят американцы, возникают выгоды для России. Например, санкции США в отношении Китая привели к появлению там российского сжиженного газа. В Турции будет то же самое — возможно, возобновится строительство первой и второй веток газопровода «Южный поток». Турция видит себя ключевым распределителем газа на юге, включая Грецию, Италию, Балканы. Благодаря России она может им стать.

Турецкие овощи и фрукты могут хлынуть на российский рынок. Анкара способна поставлять в Россию машины, станки, оборудование. Через Турцию в Россию можно завозить продукцию с рынков, которые для России закрыты.

«Но ситуация еще может измениться. То, что Турция потеряла контракт на американские истребители F-35 (решение оразрыве контракта с Анкарой на получение этих самолетов в июне принял Конгресс США. — Прим. ПРОВЭД), еще не значит, что отношения между Анкарой и Вашингтоном бесповоротно испорчены. Эрдоган использует такие же нетривиальные подходы, как и Путин. Вспомните: когда сбили самолет, интернет верещал, патриоты махали флагами и требовали чуть ли не атомную бомбу скинуть на турок. А сейчас те же патриоты кричат, что Россия и Турция — друзья навек. При этом Турция по-прежнему остается членом НАТО и ориентируется на Европу. Возможно, через год мы только посмеемся над сегодняшними прогнозами», — предупреждает Виталий Эпштейн.

Как улучшатся торговые отношения России и Турции, пока не совсем понятно, но обе страны уже заявили о готовности отказаться в расчетах от доллара. «Доллар как мировая резервная валюта теряет свои позиции. Это устойчивая тенденция последних десяти лет. То, что в России, Турции, Китае и других странах задумываются об отказе от долларовых расчетов, в конечном счете ударит по самой американской экономике. Страны видят, что держатель резервной валюты ведет непродуманную, непредсказуемую и аморальную политику, направленную на получение краткосрочных экономических выгод и нарушающую правила ВТО», — говорит Юрий Твердохлеб, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Регулирование деятельности финансовых институтов» факультета финансов и банковского дела РАНХиГС.

 

Фото: i.ytimg.com

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...