Экономика

РЖД лишилась ремонтной монополии на 30 млрд 

Госдума запретила РЖД единолично решать, когда и кому из железнодорожных операторов ставить вагоны на ремонт, который выполняют «дочки» желдормонополии. Контролировать процесс будут ФАС и Минтранс. Речь идет о рынке объемом 30 млрд рублей в год.


 

В июле Госдума утвердила новую версию «Устава железнодорожного транспорта РФ». Закон определяет, в каких случаях железнодорожники, проверяющие поезда в пути, имеют право отцеплять неисправные вагоны для срочного ремонта, сколько времени может занимать такой ремонт, а также кто и по каким расценкам должен платить за это. Госдума приняла закон в июле. Главное новшество — в российское законодательство впервые вводится понятие текущего отцепочного ремонта (ТОР) грузовых вагонов.

 

Ремонт каждый год

Изначально готовил эту инициативу Минтранс, позже подключились операторы железнодорожного транспорта. Они добивались изменения существующий практики, когда для «Российских железных дорог» ТОР является статьей получения дохода. Дело в том, что принятие решения об отцепке вагона в ТОР, сами операции по отцепке и ремонт выполняют РЖД или его «дочки». Кроме того, в компетенции РЖД находится определение причины неисправности, по которой вагон отсоединяют от состава для последующего ремонта. При этом стоимость ремонта и связанных с ним расходов (работа локомотива, подача/уборка и др.) взыскиваются железнодорожниками с владельца вагона. Эксперты оценивают среднюю стоимость текущих отцепочных ремонтов в 24 тыс. рублей на вагон. За последние пять лет расходы на ТОР выросли в 4,5 раза. Основной объем ТОР (до 70%) приходится на отцепки по неисправностям колесных пар.

В прошлом году общее число отцепок составило 1,2 млн при общем парке вагонов в РФ — 1,085 штук. Получается, что почти каждый вагон в течение года побывал в ТОР, а некоторые — по несколько раз. В целом перевозчики потратили на ремонты около 28,8 млрд рублей.

Участники рынка предполагают, что РЖД во многих случаях необоснованно требует поставить вагон на ТОР, чтобы заработать на этом. У желдормонополии существуют даже планы по отцепкам, уверены перевозчики.

 

Колоссальные потери

«Проблема необоснованных отцепок на сети существует, — признает исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Алексей Дружинин. — Статистики необоснованных отцепок не ведется из-за сложностей с четким определением, когда отцепка обоснована, а когда нет. На каждом пункте технического обслуживания невозможно обеспечить наличие представителя собственников вагонов».

По его словам, затраты собственников на текущий ремонт растут с начала 2017 года, в том числе из-за роста стоимости запчастей. По предварительным данным за 2018 год, запчасти подорожали на 30-45%, и цены не останавливаются.

Простой вагонов из-за ремонта также повышает расходы операторов, к тому же проблема усугубляется дефицитом необходимых деталей. По данным СОЖТ, средний простой в отцепочном ремонте во втором квартале 2018 составил 139 часов. «При этом в договоре на ТОР сроки ремонта определены в 72 часа. То есть норматив превышен почти на 2 суток, и мы получаем колоссальную потерю погрузочного ресурса», — сетует Алексей Дружинин.

Участники рынка добивались, чтобы порядок проведения ТОР и расценки на него регулировал не единолично РЖД, а контролировали профильные министерства. В итоге принятый Госдумой закон отдает эти полномочия Минтрансу и Федеральной антимонопольной службе. Они разработают новый документ, который утвердит порядок проведения ТОР. В него будут входить перечень неисправностей груженых или порожних вагонов, требующих текущего ремонта, ответственность структур РЖД за качество его проведения, сроки направления вагонов на ТОР, порядок определения размера платы перевозчику или владельцу инфраструктуры в связи с таким ремонтом.

На заседании Госдумы, при рассмотрении законопроекта в третьем чтении, член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский заявил, что Минтранс уже ведет работу над документом, который позволит всем участкам рынка работать комфортно.

 

Владельцы вагонов заплатят за убытки

Кроме того, по инициативе Минтранса в Устав железнодорожного транспорта вносятся поправки, расширяющие перечень лиц, которые должны нести ответственность за убытки из-за аварий в пути. Наравне с грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиками, владельцами инфраструктуры, владельцы железнодорожного подвижного состава должны нести ответственность за убытки, которые возникают из-за аварийных ситуаций по их вине, полагают в ведомстве.

Сергей Друговской, менеджер по железнодорожным операциям FM Logistic, называет инициативу разумной: собственник подвижного состава должен не формально, а реально следить за техническим состоянием своего парка вагонов, контролируя процесс и результат. Следовательно, он должен нести за это ответственность.

Сами операторы избегают разговоров об отцепках. Опрошенные ПРОВЭДом крупные частные железнодорожные операторы подвижного состава АО «Первая Грузовая Компания», ЗАО «Евросиб», ООО «Трансойл» отказались комментировать изменения законодательства.

 

СПРАВКА

По статистике Союза операторов железнодорожного транспорта, общий объем погрузки на сети ОАО «РЖД» в I полугодии 2018 года составил 647 млн тонн, что на 8,7% выше аналогичного периода прошлого года. Прирост отмечается практически по всей номенклатуре грузов, за исключением цемента (минус 0,2% к аналогичному периоду 2017 года), кокса (минус 0,7%).

По итогам июня 2018 года общий парк вагонов на сети РЖД составил почти 1,1 млн единиц грузовых вагонов. С начала года рабочий парк вагонов увеличился на 22,6 тыс. вагонов, что на 2,4% больше уровня первых 6 месяцев 2017 года. По данным СОЖТ, по состоянию на 30 июня 2018 года парк грузовых вагонов, находящихся в собственности или оперировании, составляет 795,6 тыс., это 76,4% от общего парка ОАО «РЖД», в том числе полувагонов — 346,6 тыс., крытых вагонов — 28,7 тыс., платформ — 17,4 тыс., цистерн — 216,6 тыс. единиц.

 

Фото: l-ekspresis.eu

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы