Общество

Пенсионерам предложат работу гастарбайтеров

Государство надеется купить лояльность россиян к пенсионной реформе, обеспечив пожилым людям рабочие места, которые сейчас заняты мигрантами. Возрастные россияне не захотят мести улицы и работать на стройке вместо гастарбайтеров, уверены эксперты.


 

Законопроект о повышении пенсионного возраста во вторник, 17 июля, обсудит думский комитет по труду и социальной политике, а в четверг, 19 июля, депутаты Государственная дума РФ рассмотрят документ в первом чтении.

Накануне обсуждения законопроекта первый вице-премьер РФ, министр финансов Антон Силуанов (на фото) рассказал, какие меры поддержки пожилых граждан разрабатывает Правительство РФ. В частности, это программы профессиональной переподготовки и увеличение выплат на случай увольнения. Замглавы Минтруда Андрей Пудов считает, что обеспечить рабочие места для пенсионеров позволит ограничение трудовой миграции в Россию из других стран.

Не остались в стороне от проблем пожилых граждан и депутаты «Единой России» — они предлагают ввести в законодательство понятие «человек предпенсионного возраста» и обязать работодателей уведомлять Роструд о намерении уволить такого сотрудника. А Общероссийский народный фронт добавляет: нужно установить квоты для пожилых сотрудников — по аналогии с теми, что уже действуют на российских предприятиях в отношении инвалидов и молодежи.

Аргумент о том, что найти полноценную работу для пожилых людей почти невозможно, — один из самых сильных доводов противников повышения пенсионного возраста. «Система переподготовки кадров в России отсутствует. Автоматизация скоро приведет к исчезновению вакансий охранников, продавцов, водителей и т.д. В результате мы получим миллионы нищих пожилых людей, не имеющих ни пенсий, ни зарплат», — предсказывал в интервью ПРОВЭД депутат Госдумы, справоросс Олег Шеин.

По его мнению, единственное, что стоит обсуждать в связи с пенсионной реформой, — это снижение возрастной планки. Все остальное никак не влияет на ситуацию и не сможет подсластить горькую пилюлю, которую предлагают россиянам власти. С ним согласны и эксперты, опрошенные ПРОВЭДом.

 

 

Андрей Якимов, эксперт по трудовой миграции и проблемам этнических меньшинств

Ограничение миграции можно представить только как популистскую риторику. Если это произойдет, буквально на следующий день придется либерализовать миграционное законодательство, ведь 98% естественного прироста населения России происходит за счет мигрантов. Иностранные работники отчисляют взносы в Пенсионный фонд России, не претендуя при этом на пенсию. Поэтому борьба с миграцией ударит по будущим пенсионерам. Кроме того, мигранты вносят солидный вклад в ВВП, составляя большинство в таких отраслях, как строительство, транспорт, торговля, сфера услуг. Трудоспособные россияне, не говоря уже о пенсионерах, не могут обеспечить функционирование этих отраслей. Да и технически предложение ограничить ввоз рабочей силы выглядит нереалистично.

Есть два способа ограничить миграцию. Первый — девальвировать рубль, чтобы его покупательная способность сравнялась с узбекским сумом или киргизским сомом. Тогда мигранты к нам не поедут. Правда, начнут уезжать россияне. Второй способ — построить стену на границе, ввести визовый режим и заняться отловом нелегалов. Это ослабит экономику и потребует дополнительного финансирования силовых структур.

 

Павел Кудюкин, вице-президент Конфедерации труда России, бывший заместитель министра труда РФ

Квотирование — неэффективная мера, если она не сопровождается стимулами в виде налоговых льгот. Например, чтобы отчитаться о соблюдении квот для инвалидов, работодатели нередко заключают с ними фиктивные трудовые договоры. Поощрить работодателей могло бы освобождение от уплаты пенсионных взносов за работников промежуточного возраста. Но Минфин на это не пойдет, он намерен сокращать социальные расходы и трансферты в Пенсионный фонд.

Людям предпенсионного возраста обещают работу в госсекторе. Но доля пожилых в образовании и здравоохранении и так высока. За последние десять лет исчезло около миллиона рабочих мест в бюджетной сфере. Зато появилось два миллиона вакансий в неформальном секторе, на заполнение которых государство влиять никак не может. На госкомпании квоты вряд ли распространят — они не отвечают по государственным обязательствам. Хуже всех придется представителям рабочих профессий. Представьте себе 65-летнего каменщика или бетонщика!

 

Фатима Сулейманова, юрист Центра социально-трудовых прав, доцент кафедры трудового права Высшей школы экономики

Квотирование и государственный надзор — топорные методы борьбы с дискриминацией. У работодателя всегда найдется благовидный предлог для увольнения. Ну, придет в Роструд информация, что где-то уволили 60-летнего мужчину. Работодатель скажет: «Он на компьютере работает хуже, чем 30-летний». И будет по-своему прав. Пожилые люди, действительно, по многим показателям уступают молодым. Чтобы переобучить такого сотрудника было выгоднее, чем отказать ему, нужно финансово заинтересовать компании. Но тогда государству придется компенсировать Пенсионному фонду доходы, выпадающие из-за налоговых льгот.

Программа борьбы с дискриминацией пожилых людей должна приниматься единым пакетом с законопроектом о повышении пенсионного возраста. Однако правительство не хочет откладывать реформу. Четыре дня назад, на встрече в совете по развитию гражданского общества, представители правительства ничего конкретного нам не сказали. Их позиция: «Давайте сначала поднимем пенсионный возраст, а потом подумаем». Верить им на слово было бы опрометчиво.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы