Экономика

Смольный ждет трамвая из Швейцарии

Швейцарская компания Stadler намерена открыть в Петербурге производство трамваев. Завод будет поставлять подвижной состав для скоростных линий трамвая в Петербурге, так как продукция существующих российских производителей для этих целей не годится.


 

Информированный источник в отрасли сообщил ПРОВЭДу о планах Смольного в 2021-2025 годах закупить около 200 трамваев примерно на 16 млрд рублей — как для обновления действующего подвижного состава, так и для оснащения строящихся и запланированных линий скоростного рельсового транспорта. Представители Смольного уже отправились в Швейцарию на переговоры, отметил собеседник издания. Он добавил, что это обстоятельство очень озадачило АО «Трансмашхолдинг», который в 2014 году пытался совместно с французской Alstom наладить производство низкопольных трамваев на базе Октябрьского электровагоноремонтного завода.

 

Как в Беларуси

Источник ПРОВЭД предположил, что по мощности и объему инвестиций петербургское производство Stadler  может быть сопоставимо с белорусским заводом швейцарской компании: его строительство обошлось в €50 млн, мощность завода — 120 вагонов в год.

Трамвайное производство может быть запущено с нуля либо будет организовано на базе уже существующих предприятий, предполагает источник ПРОВЭД. Например, Stadler может использовать производственную площадку «Вагонмаша» (СП Кировского завода и чешской Skoda), расположенную на территории Кировского завода.

В компании Stadler информацию о планах по строительству завода опровергли.

Сейчас Stadler поставляет трамваи для скоростной линии «Чижик» в Красногвардейском районе Петербурга, которую строит консорциум ООО «Транспортная концессионная компания» (ТКК). По условиям конкурса, проведенного ТКК, производитель должен в 2017-2018 годах поставить на линию 23 трамвая. Из них 9 уже курсируют по маршруту, запущенному в декабре 2017-го.

 

Самый длинный

В комитете по инвестициям Петербурга сообщили, что для оснащения пяти запланированных к строительству линий скоростного трамвая потребуется 84 вагона. Они должны быть трехсекционные и низкопольные. Концессионера для строительства линии Купчино — Шушары — Славянка Смольный выбрал в мае 2018 года — это ООО «БалтНедвижСервис». Компания создана ГК «АБЗ-1» и Газпромбанком, она обещает построить ветку за 58,1 млрд рублей. «Летом будет подписано концессионное соглашение о реализации проекта, потом инвестор в течение двух лет разрабатывает проектную документацию. В то же время город будет заниматься предоставлением земельных участков. Соответственно, закупкой подвижного состава по данному проекту инвестор займется не ранее чем через два года», — пояснили в комитете по инвестициям.

Конкурс по второй линии (станция метро «Южная» — Колпино) объявят в конце 2018-го — начале 2019 года. Подвижной состав для нее потребуется примерно через три года. Остальные три линии пока находятся в проработке.

Продукция российских машиностроителей не подходит для петербургских скоростных трамвайных линий, пояснили в ТКК. «На линию необходимо было закупать пятисекционный подвижной состав либо трехсекционный с увеличенной средней секцией — вместимостью не менее 350 человек. На момент проведения конкурса ни один российский производитель подвижного состава не обладал разработанной конструкторской документацией, удовлетворяющей данным требованиям. Сейчас по маршрутам новой трамвайной сети курсируют трамвайные вагоны «Чижик», которые являются самыми длинными трехсекционными трамваями в Европе», — говорят в пресс-службе ТКК.

 

Трамваи ускорились из-за футбола

В России три крупных производителя трамваев. По подсчетам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), большую часть подвижного состава (75%) выпускает ПК «Транспортные системы» (принадлежит холдингу «Транскомпонент» и экс-руководителю ООО «Торговый дом «Усть-Катавский вагоностроительный завод» Феликсу Винокуру). Еще 15% — у ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С.М. Кирова» (филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева») и 10% — у АО «Уралтрансмаш» (входит в холдинг «Уралвагонзавод», подконтрольный госкорпорации «Ростех»).

За 2013-2015 годы российские предприятия сократили производство в 4,6 раза: со 190 единиц техники до 41 единицы. Из-за кризиса закупки подвижного состава резко сократились, а за рубеж наши трамваи не поставляются, поясняют в ИПЕМ.

В результате петербургскому «Вагонмашу» так и не удалось воплотить свои планы по развитию трамвайного производства. Лишь по несколько трамваев в год выпускает также Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ, входит в в «Трансмашхолдинг», принадлежащий французской компании Alstom и предпринимателям Искандеру Махмудову и Андрею Бокареву). Петербургский ГУП «Горэлектротранс» тоже собирает трамваи для собственных нужд — тоже всего по несколько вагонов.

Российских производителей спасла подготовка к Чемпионату мира по футболу: в Москве, Петербурге и регионах России модернизировали транспортную инфраструктуру, поэтому потребовался новый подвижной состав.

Например, столица в 2016 году заказала 300 трехсекционных трамваев (900 вагонов) со сроком поставки 2017-2019 годы. Их изготовит «Метровагонмаш», входящий в «Трансмашхолдинг». Петербург в 2017 году получил 27 трамваев — их собирали «Транспортные системы» на арендованной площадке ОЭВРЗ.

В итоге в 2016 году производство трамваев в РФ выросло до 142 штук, в 2017-м — до 475. А в первом квартале 2018-го из цехов трамвайщиков вышло 150 вагонов (в 2,1 раза больше, чем за тот же период 2017-го) — это рекордное квартальное значение за всю современную историю России, отмечают в ИПЕМ.

Уже к концу 2018 года темпы выпуска трамваев замедлятся, прогнозируют в ИПЕМ. Однако перспективы у отрасли неплохие, отмечают эксперты. В 2017 году Правительство РФ утвердило два важных документа, определяющих государственную политику по поддержке развития отрасли. Это Стратегия развития транспортного машиностроения РФ до 2030 года и Стратегия развития экспорта продукции железнодорожного машиностроения. Чиновники намерены стимулировать развитие трамвайного движения, чтобы к 2030 году пассажиропоток на этом виде транспорта вырастет с нынешних 4,3 млрд человек в год до 5,1 млрд, а протяженность линий скоростного трамвая увеличится с 200 км до 920 км. Так что потребность в трамваях, с учетом обновления существующего подвижного состава, может составить 500-600 вагонов в год.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы