Таможня

Оперативные таможни ФТС России страдают от того, что занимаются не своим делом

Главное управление по борьбе с контрабандой Федеральной таможенной службы (ГУБК ФТС России) попросило руководство ведомства выделить оперативные таможни из состава региональных таможенных управлений (РТУ) в отдельную вертикаль и переподчинить их непосредственно ГУБК. В Управлении считают, что существующая структура оперативных таможен мешает не только оперативно-разыскной деятельности, но и борьбе с коррупцией в рядах таможенных оперативников.

Всё нужное забрали

Оперативные таможни перестали существовать как самостоятельный таможенный орган в 2015 году на основании приказа ФТС России. Вместо них ведомство в структуре РТУ предусмотрело Службу противодействия таможенным правонарушениям и Службу таможенных расследований и дознания, которые фактически так и не были созданы.

При этом благодаря проведённым ещё в 2012 году организационно-штатным мероприятиям, из структуры оперативных таможен исключили ряд подразделений. Например, штат экспертных подразделений ФТС расширили как раз за счёт сокращения подразделений дознания правоохранительного блока. По этой причине привлечь IT-специалистов к процедуре изъятия электронных носителей информации оперативники могут только через согласование заявки в РТУ. Это не только затягивает работу, которая по определению должна быть оперативной, но и создаёт риск утечки закрытой информации, уверены в оперативных таможнях. Даже извлечение и анализ данных, хранящихся на электронных носителях информации, проводят не сами оперативники, а сотрудники экспертных подразделений.

Забрали у оперативных таможен и тыловые подразделения с подразделениями информационно-технического обеспечения. Все вопросы, связанные с обслуживанием, например, автомобилей и оргтехники, сейчас решаются также через РТУ, которые рассматривают заявки слишком долго, а удовлетворяют их, как утверждают в оперативных таможнях, не полностью и по остаточному принципу.

Изъятие же кадровых подразделений из структуры оперативных таможен усложнило процедуру отбора претендентов на службу в оперативные подразделения. После того, как все кадровые полномочия ФТС передала региональным управлениям, сроки согласования кадров на должности в оперативных подразделениях увеличились до года.

Бюрократия и для бюрократов – зло

Обязанности по госзакупками, обеспечению охраны труда и пожарной безопасности, мероприятия по гражданской обороне, напротив, лежат на плечах сотрудников оперативных таможен, из-за чего они вот уже нескольких лет выполняют несвойственные для них обязанности, никак не связанные с выявлением и пресечением таможенных правонарушений.

Более того, как это ни парадоксально, типовую штатную структуру оперативных таможен сейчас не регламентирует ни один нормативный акт ФТС России, а для определения этой структуры требуются изменения существующей нормативной правовой базы.

Таким образом, ФТС нагрузила оперативные таможни чуждыми им заботами, а вопросы, которые оперативникам сподручнее и правильнее было бы решать самим, забюрократизировали. Ведомству потребовалось несколько лет, чтобы осознать ошибки в принятых управленческих решениях. Сколько ещё понадобится времени для их исправления – зависит от руководства ФТС, в частности, от решений заместителя главы ведомства по правоохранительной деятельности.

 Фото: Галина Рожко

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...