Экономика

Автодилеры наращивают продажи и теряют маржу

Российский авторынок демонстрирует головокружительный рост, превосходящий даже самые смелые ожидания дилеров. Огорчает их только падение маржи из-за обострения конкуренции. 
Российский рынок новых легковых и коммерческих авто вырос в январе-мае на 20% к тому же периоду 2017-го, такие данные обнародовала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). С начала 2018-го продано 693 тысяч машин, из них 147 тысяч – в мае. Спрос на автомобили будет расти и дальше, если не вмешается геополитика, отмечают эксперты. 
Ситуацию на рынке АЕБ называет «уверенным восстановлением», но до предкризисных показателей автопрому еще далеко. Для сравнения: в январе-мае 2014 года продажи новых легковых и коммерческих автомобилей достигла отметки в 1 млн единиц. А за первые пять месяцев пикового для авторынка 2012 года дилеры продали 1,14 млн машин.

 

Все на новенького
ТОП-5 самых популярных марок возглавляет Lada. С начала года продано 138 480 автомобилей этой марки. Однако темпы прироста продаж ниже, чем у конкурентов, прежде всего корейских брендов. В результате доля рынка альянса Avtovaz-Renault-Nissan за год уменьшилась с 34,8 до 33,9%.
Впрочем, первенству альянса в среднесрочной перспективе ничто не угрожает, полагает генеральный директор аналитического агентства «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин, гарантией этого служит дешевизна и широкий модельный ряд. В этом году он обновляется: «Автоваз» снимает с производства устаревшую Lada Priora и проводит рестайлинг моделей Kalina и Granta. 
Второе и третье место занимают корейские марки KIA (с начала года нарастившая продажи на 33%, до 91 353 машин) и Hyundai (26%; 70 613), четвертое - Renault (18%; 57 277). Их позиции в рейтинге не изменились. Зато Volkswagen, вытеснил из пятерки лидеров продаж японскую Toyota, увеличив продажи на 22%, до 39 224 авто.
Успех немцев связан с выходом обновленного кроссовера Tiguan. «Модель успешна на рынке и дает достаточный объем продаж, чтобы обгонять остальных, — отмечает Михаил Чаплыгин. — Всегда, когда выходит новинка, происходит всплеск, а потом рынок проседает, продажи входят в обычное русло».
Чтоб не потерять темп, подниматься в рейтинге выше германцам предстоит обновить и другие популярные модели низшей ценовой категории. «Polo Sedan – надежная машина, но она устарела. Если в ближайшие два года не произойдет замены, она будет тянуть продажи Volkswagen вниз» — сетует директор по развитию и продажам ООО «Аксель Групп» Игорь Седов.  
Самые впечатляющие показатели роста среди массовых марок демонстрируют Mitsubishi: за пять месяцев 2018 года спрос на них вырос 140%, составив 16 824 машин. Высокие показатели компании обеспечили продажи внедорожника Outlander и успешный старт нового кроссовера Eclipse Cross.
Падение продаж демонстрируют Audi (минус 10%) и Datsun (минус 18%). По мнению Чаплыгина, главная проблема Audi – ценообразование. Марка сегодня стоит намного дороже конкурентов: Mercedes, BMW и Lexus. Datsun в России никогда не пользовался ажиотажным спросом. По отзывам автовладельцев, седан Datsun on-DO и хэтчбек mi-DO, которые собирают на «Автовазе», мало отличаются от Lada Granta и Kalina. 
«Сегодня в тренде – SUV, городские внедорожники. Рынок быстро идет в этом направлении. Сегмент Lada Vesta, Renault Logan, KIA Rio, Solaris, наоборот, теряет привлекательность» — добавляет Игорь Седов.
Уязвимый рост 
«Рост будет продолжаться на том же уровне: 15-20% от месяца к месяцу, если не вмешается геополитика», — предупреждает Михаил Чаплыгин. По мнению эксперта, резкая смена тренда может произойти вследствие новой волны западных санкций или эскалации военных действий в Сирии и на Донбассе. «Если курсы евро и доллара вырастут, импортеры пересмотрят цены. В ожидании этого люди могут запланировать покупку на более ранний срок. Тогда мы будем наблюдать еще больший рост, а потом падение», — отмечает собеседник ПРОВЭД. Если же курс останется на том же уровне, авторынок ждет поступательный рост – добавляет аналитик. 
«Мы планировали среднегодовой рост рынка на 15%. Первые пять месяцев этого года продажи растут с опережением. Может быть, к концу года мы увидим прирост в 20%» - прогнозирует Игорь Седов. Но рост продаж не всегда выгоден продавцам. Конкуренция между дилерскими центрами растет, а импортеры предъявляют к ним все более жесткие требования. «Дилеры согласуют с импортерами план продаж на год, иногда он просто спускается сверху. Если вы его выполняете, вы получаете бонус. За счет них и живет отрасль. Сама машина часто продается с убытком, чтобы получить бонус. Как только вы не выполняете объем продаж, вы лишаетесь вознаграждения. План надо выполнить любой ценой, иначе — разорение. В результате возникает цепная реакция: если один-два дилера в городе снижают цены, все остальные тоже вынуждены их опустить. Если раньше мы брали 5% EBITDA по итогам года, то теперь и 3% это счастье», — сетует собеседник ПРОВЭД.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы