Экономика

Топливо дорожает вопреки обещаниям

Летом 2017 года президент РФ Владимир Путин пообещал, что государство не позволит «задирать» цены на бензин. Не прошло и года, как цены начали «задираться» сами по себе. Только за последнюю неделю цена самого популярного в России АИ-95 выросла на 1,5 рубля: почти до 46 рублей за литр. Особенно ощутимым этот ценовой скачок стал после очередной инаугурации Путина.

Эксперты указывают, что главная причина роста цен – в сочетании высокой стоимости углеводородов и слабого рубля. В апреле ситуацией воспользовались в «Роснефти»: в условиях, когда выгоднее экспортировать нефтепродукты за рубеж, госкомпания преуспела больше других. Настолько, что привлекла внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС), предписавшей госкомпании увеличить отгрузки российским заправкам.

При этом почему-то не упоминается, что за первую неделю апреля искусственный дефицит «вырастил» цены на бензин всего на 16 копеек. Но уже в мае глава ФАС Игорь Артемьев призвал ликвидировать дефицит бензина в стране. В качестве основных способов ликвидации он назвал формирование предложения на рынке, ограничение экспорта и снижение акцизов. К чему на месяц раньше задуманного и прибегло государство, снизив акцизы на бензин и дизтопливо на 3 и 2 тысячи рублей соответственно. Через месяц их могут уменьшить еще на 700 рублей.

Ответственный за энергетику вице-премьер Дмитрий Козак возражает: дефицита бензина на российском рынке нет. Суть растущих цен в дорожающей на внешних рынках нефти. «Для того, чтобы обеспечить прибыль, нефтяники подняли цены на нефть, нефтеперерабатывающие заводы — на бензин, и мы получили ситуацию, которую имеем на оптовом рынке. Проблемы дефицита бензина нет», — пояснил Козак.

Козак призвал россиян не надеяться на снижение цен: этому не поспособствует и срочное снижение акцизов. Максимум, который государство при договоренности с нефтяниками может сделать для потребителя – «заморозить» цены на майском уровне.

Глава правительства РФ Дмитрий Медведев видит в своеобразном кризисе проблему глубоко моральную. По его словам, причиной роста цен на бензин является эгоизм производителей. Премьер призвал нефтяные компании если не к совести, то к здравому смыслу. И, несмотря на заявления Козака, призвал разработать тактику снижения цен на бензин.

Очевидно, однозначного ответа на вопрос о росте бензиновых цен у Кремля нет. По данным портала Передовые платежные решения, еще 10 лет назад бензин в России был чуть ли не вдвое дешевле. В 2014 году Путин удивился их росту в условиях снижения цен на нефть. Летом 2017 года пообещал не «задирать» цены на бензин. Зимой 2018 года предположил их возможное снижение.

Но цены растут: с середины мая в российских регионах от Иркутска до Дагестана проходят протестные акции водителей. Вместе с ценами и недовольством растет рейтинг вопроса о дорожающем топливе перед «Первой линией» с президентом. Когда пессимистичные прогнозы о 50-рублевом бензиновом литре уже не кажутся несбыточными, с ответом определиться все-таки придется.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы