Экономика

Аграриев оставили без тракторов

Доля импортной техники в сельском хозяйстве и пищепроме растет, несмотря на план Правительства РФ снизить импортозависимость. Чтобы не сорвать этот план, производителям нужно за 1,5 года удвоить объемы производства. Но они на это не способны.

 


В 2017 году Минпромторг России выделил 11,9 млрд рублей для поддержки сельскохозяйственного машиностроения — это на 94% больше, чем в 2016 году. Минсельхоз добавил к этой сумме еще 15,7 млрд рублей субсидий аграриям на закупку техники. В итоге общий объем производства сельхозтехники в РФ в денежном выражении вырос на 21%, до 107,2 млрд рублей.

Однако в единицах техники рост производства выглядит не так впечатляюще, а по многим позициям объемы и вовсе упали. Например, сельскохозяйственных тракторов в России в 2017 году произведено лишь около 6,6 тыс. штук — на 5% больше, чем в 2016-м (для сравнения: в 2012 году с конвейеров отечественных предприятий сошло более 13,6 тыс. тракторов). Производство плугов увеличилось лишь на 3,7%, до 2,32 тыс. единиц, сеялок — на 16%, до 4,33 тыс. штук. А вот кормоуборочных комбайнов в 2017 году российские машиностроители выпустили на 16,2% меньше, чем в 2016-м, зерноуборочных комбайнов — на 3% меньше, производство культиваторов сократилось на 37,9%, косилок — на 7%.

 

Зависимость растет

Отрасль остается крайне импортозависимой, говорится в отчете Счетной палаты (СП), которая проверила, как выполняется план по импортозамещению в сельскохозяйственном машиностроении и пищевой промышленности. Импортная сельскохозяйственная техника занимает больше половины объема машин в аграрной отрасли — 54,3%. В пищевой и перерабатывающей промышленности доля импортных машин еще больше — 77%.

Более того, импортной техники становится все больше: в сельскохозяйственной сфере в 2017 году ее доля выросла на 7,7% по сравнению с показателем 2015-го, в пищевой промышленности — на 4,4%.

Если ситуация не изменится, выполнение плана Правительства РФ по импортозамещению в машиностроении будет сорвано, предупреждают аудиторы Счетной палаты (СП). План предусматривает к 2020 году снижение доли импорта зарубежной техники в аграрной отрасли до 24%, в пищепроме — до 68%.

Доля импортной техники растет параллельно с увеличением ее отечественного производства, говорит председатель комитета по промышленности Петербурга Максим Мейксин. Он объясняет это общим ростом внутреннего рынка. «Снижение Центробанком ключевой ставки позволило сельскохозяйственным предприятиям нарастить объем закупаемой техники по схемам лизинга. Отложенный спрос, накопленный в отрасли с 2015 года, и появление доступных инструментов привели к увеличению спроса со стороны аграриев», — пояснил Мейксин.

Российские машиностроители не смогли быстро нарастить объемы производства, чтобы удовлетворить внутренний спрос, поэтому импорт также увеличился, добавляет чиновник. «В дальнейшем развитии рынка ключевым станет вопрос качества и экономической эффективности техники. Если российская продукция будет уступать зарубежным аналогам, конкурировать будет сложно даже с учетом более низкой цены», — считает Максим Мейксин.

 

Транспорт под контролем

В транспортном машиностроении ситуация прямо противоположная, отмечают аудиторы СП. Доля импорта в общем потреблении продукции транспортного машиностроения в 2017 году по сравнению с 2016-м выросла с 3% до 3,5%. Но это значительно меньше докризисных показателей: в 2014 году парк техники в транспортном машиностроении на 15% состоял из иностранных машин.

«Рынок транспортной техники гораздо уже, чем в сельском хозяйстве и пищепроме, поэтому государству гораздо легче его контролировать. Регулятором в транспортном машиностроении являются крупные заказчики со значительной долей государственного капитала. К тому же к этой отрасли государство относится с гораздо большим вниманием в силу ее энергоемкости», — пояснил Максим Мейксин.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...