Экономика

Недостаток инвестиций срывает развитие Северного морского пути

Правительству РФ, по всей вероятности, не удастся реализовать в обозримом будущем комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры для Северного морского пути (СМП) и арктических портов. Внутри страны для достижения амбициозных целей не хватает финансовых и кадровых ресурсов, а зарубежные инвесторы, несмотря на заманчивые транспортно-логистические перспективы, предпочитают проявлять осторожность.

 


К 1 октября текущего года обновленному кабмину предстоит выполнить поручение президента Владимира Путина о разработке и утверждении плана модернизации магистральной инфраструктуры СМП. По мнению ряда экспертов, губернаторы арктических регионов в ближайшее время начнут усиленно лоббировать профильные проекты в своих регионах.

 

К числу крупнейших из них относятся следующие.
Расширение Мурманского транспортного узла, в рамках которого предстоит построить угольный порт «Лавна» с железнодорожными и автомобильными подъездными путями.
Углубление канала в морской порт Архангельска с объемом инвестиций до 40 млрд рублей.
Проект Баренцкомур с созданием глубоководного порта в Индиге Ненецкого автономного округа и железнодорожной магистрали от Баренцева моря до Сургута в ХМАО-Югре.
Развитие инфраструктуры арктического порта Сабетта в Ямало-Ненецком автономном округе. Здесь в ноябре 2017 года был введен в эксплуатацию завод по сжижению природного газа «Ямал СПГ» (50,1% акций принадлежит «НОВАТЭКу», по 20% — французской Total и китайской CNPC, 9,9% — Фонду шелкового пути).
Кроме того, существует ряд других проектов по созданию опорных пунктов на берегах Северного ледовитого океана от Баренцева до Восточно-Сибирского моря.

 

Наименьшие опасения из них сейчас вызывает порт Сабетта, ориентированный на круглогодичную отгрузку СПГ в страны тихоокеанского региона и Западной Европы. В инфраструктуру уже инвестировано более 100 млрд рублей, не считая вложений в сам завод. Стоит учитывать и планы строительства 170-километровой железнодорожной ветки от Бованенково, которое, по оценкам экс-главы Минтранса Максима Соколова, обойдется еще минимум в 100 млрд. Линия станет ключевым связующим звеном Сабетты с другим масштабным проектом — Северным широтным ходом, реализуемым правительствами РФ и ЯНАО, «Газпромом» и РЖД.

Тем не менее и здесь есть нерешенные проблемы. На них указывал, в частности, экс-глава Минприроды Сергей Донской, потребовавший обеспечить работу системы непрерывного краткосрочного прогнозирования метеоусловий для акватории Обской губы и подходов к терминалам порта. Впрочем, ямальские чиновники уверяют, что работа уже ведется.

«Есть шаги в этом направлении. Возрождена станция на острове Белый, работает научно-исследовательский стационар Еркута, такие же площадки планируется создать в Бованенково, около Сабетты и на Гыдане», — сообщил изданию собеседник в правительстве ЯНАО.

 

Нужны райские условия

Однако в целом эксперты предостерегают от радужных ожиданий относительно активизации работ по строительству инфраструктуры СМП. По мнению аналитиков, новое правительство будет вынуждено вплотную заняться поиском инвесторов, но успех данной работы прогнозировать сложно.

Роль государства крайне важна при создании портов, проведении дноуглубительных работ. Однако их развитие, как и СМП в целом, неразрывно связано с добычей углеводородов, говорит замглавы экономического департамента, заведующий сектором «Промышленность и инфраструктура» столичного Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.

«К проектам, полагаю, будут привлекаться и западные, и восточные инвесторы, причем последних задействовать будет проще. Китайцы, южнокорейцы и японцы заинтересованы в безопасных транспортных путях для грузов», — считает он. На примере «Ямал СПГ» и Сабетты видно, что от замысла до выхода на стадию реальных работ времени прошло не много.

Есть амбициозные планы и по порту Архангельска. Но ключевой вопрос сейчас — поиск инвестиций. «С учетом санкционной неопределенности, на мой взгляд, в течение ближайших 1,5-2 лет активности здесь ждать не стоит, хотя с учетом роста цен на нефть проекты вновь становятся экономически привлекательными. Второй момент — государство будет вынуждено идти на беспрецедентные льготы в плане налога на добычу полезных ископаемых, экспортных пошлин, целевой поддержки отдельных проектов», — предполагает Кондратьев.

 

Расчетов пока нет

К числу факторов, препятствующих выполнению задач по развитию магистральной инфраструктуры, аналитики относят и управленческие проблемы. Среди них — недостаточный уровень кадровой подготовки, несогласованность действий различных ведомств и ветвей власти и отсутствие персональной ответственности за реализацию проектов. Именно из-за них Путин был вынужден дать поручение активизировать подготовку плана в сжатые сроки, полагают собеседники ПРОВЭД.

«Особая ответственность, на мой взгляд, ляжет на губернаторов Уральского федерального округа. Здесь вопрос необходимо рассматривать в комплексе, поскольку в развитии инфраструктуры участвует не только Ямал. Главная задача — гарантировать вариативность транспортных связей с Китаем и странами тихоокеанского бассейна. При этом с учетом мощностей СМП их нельзя обеспечить только газом, нужно поддерживать и другие товарные потоки. В этом контексте УрФО выступает хребтом развития, крупнейшим транспортным узлом. Безусловно, все будут лоббировать свои проекты, и в этой связи очень важна роль полпредов президента — нужно координировать эти процессы», — высказал свою точку зрения руководитель филиала Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Анатолий Гагарин.

Но несмотря на всю очевидную необходимость развития магистрального сообщения по Севморпути, аналитики, хорошо осведомленные о нынешнем состоянии инфраструктуры, сомневаются, что удастся быстро выполнить президентские установки. Наиболее проблемные участки располагаются в восточной части СМП.

«Есть уверенность, что решение вопроса будет сдвинуто. Насколько, сказать сложно. России неизбежно придется строить СМП всепогодным и всесезонным. Первоочередная проблема — плавание в восточном направлении. В том же проливе Вилькицого условия экстремальные. Грузом номер один будут углеводороды, и восточный вектор является основой развития магистрали. Некий минимальный набор портовой инфраструктуры здесь придется строить. Сейчас мы к этому не готовы. Стоит учесть, что за всеми судами есть страховки, и они велики. Путь недостаточно оборудован в плане спасения людей. Необходимо навигационно-гидрографическое обслуживание, соответствующее международным стандартам, материальное обеспечение. Целый комплекс задач», — поделился с ПРОВЭД своей оценкой ситуации заместитель директора по научной работе государственного научного центра «Арктический и антарктический НИИ» Росгидромета, член научно-экспертного совета Морской коллегии правительства РФ Александр Данилов.

Он также задается вопросом о финансировании проектов арктических портов и инфраструктуры. По его словам, пока нет даже приблизительных расчетов стоимости всех объектов магистрали.

«Хорошей модели СМП на данный момент нет. Были попытки считать при Дмитрии Рогозине (бывший вице-премьер Правительства РФ. — Прим. ПРОВЭД), но расчеты проведены на недостаточно квалифицированном уровне. Главным вопросом остается, где взять деньги, сколько и кто должен вложить. «Газпром» и «НОВТАЭК» проявляют заинтересованность. Тем не менее, подчеркну, само развитие экономики России будет диктовать необходимость решения этой грандиозной задачи — создания круглогодичного Северного морского пути», — заключил аналитик.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы