Таможня

Куда движется Главное управление информационных технологий ФТС?

Будет ли в этом году Федеральная таможенная служба внедрять новые программные продукты? Заменят ли в конце концов компьютерные технологии инспекторов? Есть ли у таможенников корпоративный чат в Telegram? Все эти вопросы ПРОВЭД адресовал начальнику Главного управления информационных технологий ФТС России Георгию Владимировичу Песчанских и получил ответы.

iko versГеоргий Песчанских, начальник ГУИТ ФТС

- Какие задачи стоят перед ГУИТ на 2018 год в связи со вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС? Какие программные продукты планируется дорабатывать, дополнять?

- Плановые доработки коснутся практически всех программных продуктов, находящихся в эксплуатации в таможенных органах. Таможенный кодекс определил приоритет электронного взаимодействия предпринимателей и таможенных органов. Накануне вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС ФТС России приняла Комплексную программу развития до 2020 года. Это четкий план действий в условиях изменившегося законодательства.

Начали работу по созданию электронных таможен, Центров электронного декларирования. Планируем расширять применение технологий авторегистрации и автовыпуска.. Именно электронный формат взаимодействия предпринимателей и таможенных органов обеспечит простоту и удобство для бизнеса, эффективность и безопасность – для государства.

Будут реализованы общие процессы ЕАЭС в таможенной сфере. Также планируется реализация мероприятий по обеспечению прослеживаемости товаров путем сопряжения информационных ресурсов ФТС России
и ФНС России.

- ГУИТ составляет техническое задание при заказе программных продуктов и средств исходя из поставленных задач и существующих обстоятельств. Но обстоятельства меняются, что-то устаревает, появляются какие-то новые, более оптимальные решения, в то время как в контракте прописаны существующие на момент его заключения. То, что часть работы, которую делают программисты, останется невостребованной из-за совершенствующихся технологий, схем, алгоритмов, – неизбежно? Или можно на это как-то повлиять?

- Динамизм внешних изменений заставляет отказаться от масштабных разработок абсолютно новых продуктов. Изменения проводятся путем доработок существующих программных продуктов. При этом, конечная цель и последовательность действий, конечно, известна. При изменении внешних условий поправить способ и пути достижения цели легче, чем править масштабный проект.

Потребности и цели доработок проходят проверку в различных коллегиальных органах: Научно-техническом совете, целевых группах. Определяем, что конкретно нужно изменить, какие процессы должен будет оптимизировать усовершенствованный программный продукт. Когда задача ставится четко, тогда работа становится более организованной и четкой, а конечный продукт – результативным и востребованным.

- Как вы оцениваете эффективность, функционал, простоту и удобство использования КПС «Морской порт»? Дорабатывается ли он сейчас, в какой части? Насколько оперативно получается вносить изменения и доработки, на необходимость которых указывают участники ВЭД, с ним работающие?

- КПС «Портал Морской порт» является практически первым опытом, когда все органы исполнительной власти, осуществляющие функции на границе, работают через «единое окно». Пройден трудный и кропотливый этап согласования совместной работы органами исполнительной власти. В 2017 году обеспечено внедрение КПС «Портал Морской порт» во всех таможенных органах, обладающих компетенцией по совершению таможенный операций в отношении товаров, перемещаемых водным транспортом.

Сейчас эта работа вышла на следующий этап – совершенствование функциональных возможностей КПС «Портал Морской порт» и поддержание его работоспособности. Уровень информатизации и технической готовности к общей работе в различных ведомствах отличается. Участники ВЭД тоже не однородны. Стараемся совершенствовать систему максимально быстро, но так, чтобы «не потерять» в этом процессе кого-то из участников, кто технически не готов
к движению с такой скоростью.

- Есть ли у сотрудников ГУИТ корпоративный чат в WhatsApp или Telegram (или другом мессенджере) для более или менее неформального общения, или всё взаимодействие происходит только по защищенным собственным каналам таможенной службы?

- Использование чатов WhatApp, Telegram, и других мессенджеров должностными лицами ГУИТ для профессиональной служебной деятельности не допускается.

- Обращаются ли в ФТС (или напрямую в ГУИТ) таможенные службы других стран с целью приобрести готовое программное решение для собственных нужд? Если да, то какие именно продукты пользуются спросом? Если они приобретаются за деньги, то как определяется стоимость?

- Совершенствование ведомственных информационных систем осуществляется за счет средств федерального бюджета РФ на основании действующих нормативных правовых актов ЕАЭС и Российской Федерации,
а также с учетом методических рекомендаций Минкомсвязи России в части осуществления межведомственного информационного взаимодействия.

Используемое программное обеспечение таможенных органов адаптировано под особенности ФТС России и действующего таможенного законодательства. При разработке и модернизации используемого программного обеспечения не ставится цель сделать из него коммерчески привлекательный продукт.
ФТС России не является коммерческой организацией. Кроме этого, на рынке имеются программные решения, которые типизированы под основные цели и задачи таможенных органов большинства стран. В силу своей типизированности они не учитывают российские особенности. Поэтому ФТС России движется «своим путем» и конкурировать с этими типизированными разработками не стремится.

- Устаревающие программные средства списываются или на их базе создаются новые продукты, отвечающие сегодняшним потребностям?

- Если в ходе доработки информационно-программных средств функционал полностью «перетекает» из одной системы в другую, ИПС, утратившие актуальность, подлежат выводу из эксплуатации и списанию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

- Можно ли предположить, что через 10 лет в ЦЭДах (коих должно стать 16, и всё документальное оформление должно быть сосредоточено в них) не останется инспекторов, а будут стоять одни только компьютеры?

- Не следует противопоставлять компьютер и инспектора. Перевод документального оформления в электронную сферу не отменяет фактический контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу. Функция фактического контроля товаров отличает таможню от других федеральных органов исполнительной власти. И эта функция таможни останется при любом уровне развития информационных технологий.

Развитие информационных технологий позволит сделать взаимодействие участников ВЭД с таможней быстрее, проще, а выбор объектов для фактического контроля станет более обоснованным и более неотвратимым для нарушителей. Как следствие, развитие информационных технологий сократит «нагрузку» фактического контроля на законопослушных участников ВЭД.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры: