Экономика

Как эволюционирует зоо-бизнес

Собачья радость – это уже не только Chappie. Как и люди, четвероногие друзья любят лакомства. Вместе со своими хозяевами домашние питомцы были вынуждены перейти на импортозамещение. Основатель компании «Бест-Ин» Степан Жигалев наладил производство зоолакомств в России.

 


Как порадовать друга человека?

– Мое направление – зоолакомства. Собаки, особенно маленькие, декоративные, требуют внимания. У меня – джек-рассел, его нужно постоянно чем-то занимать, иначе всю квартиру разнесет. Перед кризисом я часто ездил в Финляндию и привозил своей собаке подарки: корма, колбасы, натуральные «погрызушки», кости. По совету друга договорился с одной финской фирмой и начал возить в Россию лакомства для животных. Но скоро евро вырос в полтора раза, и кости стали «золотыми». Поэтому мы стали делать лакомства сами.

Собаки – нежные создания, а ветеринария – удовольствие не из дешевых. Умные хозяева понимают: лучше дать собаке нормальное лакомство, чем потом лечить. Наш средний заказ по городу– 950 рублей, посылки в другие города – две-три тысячи рублей. И даже кризис не сильно повлиял на наш сегмент.

Палки, которые раньше давали грызть собакам, уходят в прошлое. Сырую или, как мы называем, сахарную кость, можно дать собаке, но если она затащит ее к вам в постель – приятного мало. Все наши лакомства чистят зубы, некоторые – помогают пищеварению. Это может быть высушенная говяжья трахея – у нас она проходит тройную термообработку по финской технологии, свиные уши, сушеная оленина, баранина, крольчатина, молотый рубец (его добавляют в корм).

Есть модное лакомство – рог оленя. Собака может грызть его долго, но при этом не повреждает десны. Рынок рогов – очень гнилой: всюду обманы, кидалово. Вместо товара перекупщики могут подсунуть вам кирпичи. Я сам закупаю рога на Крайнем Севере у оленеводов.

С кошками работать труднее – они разбалованные: две из десяти будут есть то лакомство, которое им предложат. Собаки не такие привередливые. Мне сейчас интересен рынок хорьков – он пока не очень занят.

 

Как сделать бизнес на костях?

Сегодня у меня маленький магазин и производство. Мы играем температурами: варим, парим, поджариваем, сушим. Но когда я начинал, не было ни оборудования, ни денег. Друг сказал, что на большом мясокомбинате на Парнасе (район Петербурга – прим. ред.) есть туннель для жарки. Я пришел к начальнику производства, который проработал там двадцать лет, и сказал: «Здравствуйте, меня Степан зовут. Хочу работать на вашем оборудовании». Он даже слушать не стал. Я пришел на другой день. Он спросил: «Чего тебе надо?». Я говорю: «Хочу кости жарить». Он: «Потом поговорим». Пришел на третий – он видит, что я упертый и спрашивает: «Сколько заплатишь?». Я: «Денег нет, но вы возьмите меня под крыло». И вот, я на их оборудовании стал жарить кости. Пилил их ручной пилой – рабочие сначала смеялись, а потом начали помогать. Мясокомбинат эти кости выкидывал и еще платил за утилизацию. Но оказалось, что кости стоят не меньше, а, может, и больше, чем их карбонад.

 

Как зоо-бизнес борется за выживание?

В России сложно начать бизнес – нужно много денег, чтобы сделать все легально: пройти ветконтроль, пожарный надзор и так далее. Дело даже не в проверках, а в лояльности контролирующих органов и стоимости затрат. С 1 июля 2018 года вводят «Меркурий» (автоматизированная система для электронной сертификации и отслеживания грузов, поднадзорных Госветнадзору – прим. ред.). Все магазины должны будут в ней зарегистрироваться, а также производители, такие, как я. Человек, купив мое лакомство, сможет видеть: кто, когда, из какого мяса его сделал. Торговым точкам грозят жесткие штрафы – 500-600 тысяч рублей, – если они будут покупать у людей, работающих без этой системы. «Меркурий» чуть-чуть облегчает жизнь, автоматизируя процесс контроля. Но также эта штука уберет с рынка 70% фирм, занимающихся зоотоварами, и приведет к снижению числа стартапов. Мне придется или повышать цену, или сокращать свою «дельту».

Небольшим фирмам трудно заходить в крупные сетевые магазины – сети предъявляют трудновыполнимые требования. Приходя к ним, ты изначально просишь. Они могут потребовать отсрочки по платежам на три месяца. Для многих предпринимателей это недопустимо. Большие зоо-сети выпускают свои лакомства – они либо заставляют других делать продукт под их брендом, либо запускают собственную линейку.

 

Как выбрать лакомство для питомца?

Раскрученный бренд – еще не гарантия качества. Крупнейший производитель кормов для животных – компания Mars, которой принадлежат марки Whiskas и Pedigree. Но с тех пор, как они перенесли производство в Россию, качество их продукции упало. Самые лучшие маркетологи – Royal Canin. Во всех ветклиниках хозяевам говорят: «Кормите собак только Royal Canin». Но со временем люди понимают, что это далеко не лучший корм. О многих «европейских брендах», продающихся у нас, в Европе даже не слышали. Так что ориентироваться надо на отзывы в интернете и на сарафанное радио.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы