Зачем звонили и писали в ФТС в 2017 году?
Федеральная таможенная служба России может гордиться своей отзывчивостью. В 2017 году, как, впрочем, и в предыдущие годы, ведомство весьма активно отвечало на звонки, письма и принимало посетителей лично.
Всего за прошедший год ФТС получила около 9 тысяч обращений – почти на четверть больше, чем в 2016 году. При этом в 2017 году количество жалоб на решения, действия или бездействие должностных лиц таможенных органов практически не увеличилось. За весь год в ФТС, как и в предыдущем году, поступило около 500 жалоб.
Телефонной справочной стали пользоваться гораздо реже: по данным ФТС, в 2017 году обработано чуть больше 21 тысячи звонков, тогда как в 2016 году по телефону в ФТС обращались почти в три раза чаще. Участники ВЭД говорят, что обращаться в ФТС с запросом по телефону неэффективно, так как в большинстве случаев получить полный и развернутый ответ не удается и все равно приходится дублировать письменно, чтобы получить официальную позицию ведомства. В основном телефонной линией пользуются для разрешения незначительных, несущественных вопросов или для получения справочной информации. Кроме того, различные интернет-ресурсы, в том числе официальные, позволяют сейчас решать вопрос быстрее и эффективнее, чем по телефону.
Регулярно поступают в ФТС и обращения из администрации президента РФ, правительства и Государственной думы. В 2017 году по этим каналам поступило более одной тысячи обращений.
Как следует из отчета Федеральной таможенной службы, почти в половине случаев ведомство направляло поступающие обращения в региональные таможенные управления (РТУ) и сторонние организации. К сожалению, и участники ВЭД, и физические лица признают тот факт, что порой их обращения, направляемые в ФТС для конструктивного ответа, перенаправляются в РТУ, а оттуда – в таможню, где проблема изначально и возникла. Аналогичная ситуация иногда возникает и с обращениями через иные властные структуры: заявители хотят на более высоком уровне разрешить проблему, которую сама ФТС и создала, однако запрос «автоматически» перенаправляется обратно в ФТС «по компетенции», и проблема так и не получает решения.
В 2017 году участников ВЭД и граждан преимущественно интересовали вопросы таможенного оформления и таможенного контроля, правомерности начисления таможенных платежей, а также кейсы, связанные с соблюдением запретов и ограничений.
Кроме того, 2017 год преподнес участникам ВЭД и таможенной службе новые проблемные ситуации. Так, весьма актуальными были вопросы таможенного оформления автомобилей, не оснащенных системой «ЭРА-Глонасс», и пересылки в международных почтовых отправлениях товаров Xiaomi. Во второй половине прошедшего года ФТС столкнулась с новой волной обращений, вызванных техническими сбоями в работе Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, что повлекло за собой невозможность расчета таможенных платежей в Личном кабинете участника ВЭД. Также шквал обращений обрушился на ведомство из-за требования представлять ИНН при оформлении товаров для личного пользования, приобретаемых в зарубежных интернет-магазинах и доставляемых перевозчиками. И, пожалуй, самой необычной для ФТС темой запросов стал ввоз оборудования для майнинга криптовалют.