Общество

Все в черном, а Россия – в белом

В России предложили ввести «белую субботу». Это альтернатива американской «черной пятницы», за последние полвека набравшей столь широкую популярность у потребителей. У нас «белую субботу» хотят создать в качестве поддержки отечественных производителей. Зачем и кому это нужно?

 


Инициатива «белой пятницы» имеет прямое отношение к анонсированной ранее инициативе Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) о принятии «закона о распродажах», напоминает Артем Юдкин, советник председателя правления СЭЦ Модернизация. Сейчас распродажи занимают весомую часть в деятельности организаций розничной торговли, причем как в сегменте интернет-торговли, так и в магазинах. По данным той же АКИТ, в недавней крупной распродаже «черная пятница» приняли участие более 20 миллионов человек.

Однако необходимо разграничить сущность регулирования распродаж как таковых и специального вида распродаж – «белая суббота», считает Артем Юдкин.

– Если регулирование распродаж как таковых должно базироваться на понимании их как самостоятельного вида деятельности, то «белая суббота» предполагается как форма государственного протекционизма отечественного производителя. Для регулирования распродаж необходимо решить ряд принципиально значимых вопросов – каким образом будет учитываться распродажа, как будет осуществляться ценовой контроль, а также какими специальными правами должен быть наделен потребитель, – говорит эксперт.

 

Подводные камни распродаж

Артем Юдкин отмечает, что для начала может быть учрежден реестр распродаж, включение в который будет бесплатным, но обязательным. Наиболее близким аналогом является государственный реестр всероссийских лотерей, которые также схожи с распродажами в своем социально-психологическом значении. С ценами – сложнее.

– В отношении ценового контроля возникает особая сложность, связанная с мониторингом цен на распродажах в целях предупреждения манипулирования ценами и фактическим введением потребителя в заблуждение. Остается также неясным, какой из действующих органов власти может в достаточной мере осуществлять эту работу. Если таким полномочием наделить Роспотребнадзор, то контрольно-надзорная нагрузка только увеличится, что в целом противоречит оговоренной несколько лет назад концепции снижения контрольной нагрузки на бизнес. Вместе с тем некоторые контрольные полномочия можно возложить на Федеральную налоговую службу или Федеральную антимонопольную службу, но решение этой важнейшей проблемы займет длительное время, – рассуждает собеседник.

Кристина Заика, специалист в области закупок, считает, что вопрос контроля можно также решить путем формирования специального института общественного контроля за распродажами путем формирования определенных механизмов оценки потребителями условий распродаж. По результатам такой оценки организации по защите прав потребителей будут являться особым и независимым контролером, сигнализирующим профильным органам власти о недостатках системы распродаж.

– В отношении особых прав потребителя целесообразно изучить практику поведения граждан на распродажах, в первую очередь установив особые сроки возврата товара, обеспечив снижение негативного влияния импульсивных покупок на распродажах. Также стоит рассмотреть вопрос о введении специального права потребителя в период распродаж – права на историю цены товара, например, за последние полгода, – подчеркивает эксперт.

 

Отечественным производителям – белый свет

Концепция «белой субботы» во многом ориентируется на предоставление облегченных условий для продаж и распродаж отечественного товара. В качестве примера Артем Юдкин приводит практику ярмарок выходного дня и передвижных ярмарок-продаж. В этом случае продавцы должны получить возможность в течение определенного временного периода продавать свой товар без уплаты арендных сборов, в том числе в общественных местах.

В отношении онлайн-торговли российскими товарами в «белую субботу» можно установить правило снижения налоговой ставки по НДС.

– Защита прав потребителя в период «белой субботы» и снижение контрольной нагрузки на продавца должны быть поставлены во главу угла. Важно также понимать, что решение об  участии в «белой субботе» остается на усмотрение российских производителей и продавцов, что может породить некоторые сложности маркетингового характера. Так, маркетинговые стратегии ряда отечественных производителей (в первую очередь производителей одежды и техники) основываются на оперировании иностранным наименованием бренда или участием иностранных кооператоров. В результате потребитель может заблуждаться по поводу страны происхождения бренда или товара. Можно предположить, что такими производителями и продавцами идея «белой субботы» с высокой вероятностью будет отвергнута, как выдающая российский характер производства, – резюмирует эксперт.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы