Экономика

Бизнес выбирает ЦЭДы

Как в будущем изменится работа участников внешнеэкономической деятельности с Центрами электронного декларирования, какие сложности есть сейчас и добровольно ли бизнес уходит в ЦЭДы, рассказывает Михаил Анатольевич Бахтурин, руководитель отдела таможенного оформления ООО «Юнилог».

 


Итак, в комплексной программе развития ФТС до 2020 года установлен целевой показатель, что к 20-му году в ЦЭДах будет регистрироваться до 95% деклараций. На Ваш взгляд, этим прогнозам суждено реализоваться на практике с учетом сегодняшней ситуации?

– Думаю, это произойдет гораздо раньше. По нашей практике мы видим особенно быстрые темпы перехода на работу с ЦЭД на Дальнем Востоке. Это действительно очень хороший пример, так как де-факто на Дальнем Востоке практически все грузы оформляются в ЦЭДе, хотя де-юре требования к оформлению в ЦЭД нет. Если в процентном соотношении посмотреть по всей стране, то, я думаю, процентов двадцать деклараций точно оформляется через ЦЭДы. Это говорит о том, что бизнес сам переходит на такой формат работы, без принуждения со стороны закона, что само по себе очень хороший показатель эффективности данного формата взаимодействия бизнеса и государства.

Какие основные трудности при работе с ЦЭД? С чем связано то, что на 100% бизнес еще не перешел на эту систему?

– Конечно, есть определенные риски, связанные с тем, что, например, на Дальнем Востоке, раз мы уже о нем заговорили, если оформление происходит в ЦЭД, то 60% деклараций отправляется на досмотр, а это, безусловно, задерживает выпуск. Сумма затрат соответственно возрастает. Однако в скором времени ситуация с досмотрами кардинально изменится. С 1 января вступает в силу новый Таможенный кодекс, и там будут прописаны новые правила оформления вплоть до того, что груз может отправляться на склад и продаваться оттуда, но эта процедура должна быть определенным образом оформлена. В принципе, цель государства – уйти от складов временного хранения и создать оформление на ЦЭДе, а досмотры организовывать на складе у получателя груза.

То есть инспектор будет выезжать к импортеру?

– Да. Импортер, когда декларирует груз, не может в течение трех дней производить с грузом какие-либо физические операции. Подача декларации при такой процедуре является для таможенного органа уведомлением о том, что груз пришел. В случае, если таможня считает необходимым провести досмотр, инспектор имеет право в течение трех дней приехать к импортеру на склад. Однако тут повышаются технические требования и к складам импортера. Не каждый склад сможет обработать такую процедуру. Закон устанавливает к ним ряд требований. Например, импортер должен вести внешнеэкономическую деятельность не менее двух лет, должен оформлять определенное количество деклараций в год и так далее.

Вообще, я вижу, как в корне меняется ситуация: раньше таможня следила за каждым грузом с целью контролировать участников внешнеэкономической деятельности, а сейчас ее цель – не поймать на нарушении, а приучить участников ВЭД к уплате налогов. Именно этап продажи государство контролирует теперь особенно серьезно.

Да, к тому же ФТС уже переподчинено Минфину.

– Это было абсолютно логичное решение. Таможенные пошлины, не говоря уже об НДС, – это те же самые налоги, и собирать их должна ФНС. В таможню, по идее, участники ВЭД должны оплачивать только сборы за оформление декларации. Так почему же сейчас мы платим налоги в таможню? Получается дублирование функций нескольких ведомств. Кстати, такая ситуация увеличивает нагрузку на инспектора – он должен быть фактически юристом, чтоб проверять контракты, экономистом, потому что он должен просчитать все эти пошлины, декларантом, чтобы хорошо разбираться в товаре. Зачем? Есть люди, которые занимаются конкретным бизнесом, пусть они разбираются в своем товаре и декларируют его правильно. Кроме того, уже обсуждаются предложения отменить уплату авансового НДС при импорте. То есть при ввозе товара импортер оплачивает сборы и пошлину, а НДС будет списываться в бюджет уже при окончательной реализации товара. Конечно, это очень приятная перспектива, так как у бизнеса, у импортера в данном случае высвобождаются средства, которые можно направить на развитие.

Существующие механизмы ЦЭД, на Ваш взгляд, позволяют сократить возможности для коррупции, или уже возникают какие-то адаптивные формы коррупции в связи с новой структурой? Есть ли там вообще почва для развития коррупции?

– В тот момент, когда система достигнет логического завершения, мы придем к тому, что участник внешнеэкономической деятельности не будет знать, куда он подает декларацию. Предполагается, что это будет некое общее «облачное» хранилище, куда декларанты подают формализованную в определенном стандарте ДТ. Из этого хранилища декларация может уйти на обработку в любое из таможенных управлений, при этом сам участник ВЭД будет находиться в Москве, например. Так, «физический» контакт между бизнесом и таможней исключен. Соответственно, коррупция пропадает. «Cхемы» в стиле 90-х просто не жизнеспособны, учитывая усиленный госконтроль этапа продажи товара. Рано или поздно коррупция и различные обходные схемы отпадут сами собой.

На сегодняшний день как Вы оцениваете операционный эффект для бизнеса? Сократились ли какие-то издержки: временные, финансовые, трудозатраты?

– Все издержки сократились в разы. Сейчас нет необходимости «бегать по таможням», что-то выяснять. Декларацию подал, она попала в «облако», улетела какому-то инспектору. При необходимости он делает запрос на предоставление определенных документов. Эти запросы исполняются или в момент подачи декларации, или по истечении какого-то срока запроса требования. Груз выпускается там, куда он приходит или где границу переходит. Намного удобнее стало, намного легче. И особенно сократились финансовые затраты. Сейчас это стоит относительно недорого. 

То есть ЦЭДам быть?

– Однозначно. ЦЭД – это составляющая технологии блокчейн. Я думаю, что впоследствии при подаче декларации будет сразу формироваться и налоговая декларация. В процессе реализации налог будет списываться автоматически. Конечно, основной минус – это стоимость технической модернизации государственных ведомств. В то же время эти инвестиции окупятся очень быстро, с учетом оптимизации системы сборов налогов и кадровых сокращений среди специальностей, которые будут заменены программным обеспечением.

*На правах рекламы

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...