Экономика

Джибути: волшебное преображение несостоявшейся российской колонии

В 1898 году близ города Обок в нынешнем Джибути «царицынский купеческий сын Николай Иванович Ашинов, уроженец Терской области» основал первую русскую колонию в Африке. Колония эта долго не просуществовала и была расстреляна французской эскадрой. Уцелевших горе-колонистов спровадили обратно в Россию, а самого Ашинова император Александр III сослал от греха подальше в Якутск. Однако выбравший для русской колонизации Джибути «царицынский купеческий сын» оказался много прозорливее своих современников и потомков. Сегодня здесь, в этой бывшей французской колонии, ударными темпами идет сооружение нового Дубая, Сингапура или Гонконга Черного континента.

 


Китайский плацдарм в Африке

Преображение Джибути – одной из беднейших стран мира – началось совсем недавно, в 2013-2015 годах, после решения Китая о создании здесь плацдарма для дальнейшего проникновения в Африку. Стратегическое положение Джибути, контролирующего выход из Красного моря в Индийский океан через Баб-эль-Мандебский пролив, очевидно. В стране – самое большое число военных баз на душу населения. Военно-морские и военно-воздушные базы здесь имеют США, Франция, Италия, Япония, Китай и Саудовская Аравия. В 2012-2013 годах джибутийскую почву на предмет создания своей базы зондировала и Россия, но финансовый кризис и решительное американское противодействие заставили россиян отказаться от подобной затеи.

Китай – последняя по счету мировая держава, которая развернула здесь свою военно-морскую базу летом 2017 года. Задачи и интерес Китая в военном присутствии на Африканском роге понятны: его транзит в Африку и в Европу через Красное море нуждаются в охранении и защите. И не только от внезапных налетов сомалийских пиратов, но и от потенциальных угроз, которые могут возникнуть на всем протяжении красноморского маршрута от Йемена до Египта. Мирная до 2013 года китайская экономическая экспансия на африканском и ближневосточном направлениях оказалась под угрозой в Ливии в 2013 году и в Йемене в 2015 году, откуда китайцы на военных кораблях были вынуждены в экстренном порядке эвакуировать своих рабочих. Многие из них, не вернувшись домой в Китай, осели в Джибути. Китайцы нужные выводы сделали.

Однако создание базы в Джибути на 10 тысяч военнослужащих не было самоцелью для китайцев. Порт Джибути – один из крупнейших центров мировой морской логистики. Через него проходит транзит грузов, следующих через Суэцкий канал, а также большая часть морского экспорта и импорт из/в Эфиопию, утратившей после отделения Эритреи выход к Красному морю. Военно-морское присутствие Китая в Аденском заливе призвано обезопасить его экспортно-импортные операции, прежде всего, с Эфиопией и Суданом – основными торговыми и инвестиционными африканскими партнерами Поднебесной на сегодня. Но планы Китая на Джибути простираются далеко за рамки охраны транзитных потоков. Его конечная цель – превращение этой необустроенной сегодня пустынной территории в новый Дубай, Сингапур или Гонконг Черного континента.

 

Ах, Джибути, жемчужина у моря…

В январе 2017 года президент Джибути торжественно открыл проект крупнейшей в Африке Зоны свободной торговли. Соглашение о ее создании на территории площадью 48 квадратных километров было подписано в марте 2016 года в рамках глобальной китайской инициативы «Один пояс – один путь» (ОПОП). «Джибути, – сказал тогда в интервью агентству Reuters Абубакер Омар Хади, председатель Организации портов Джибути и свободной зоны, – стремится стать воротами не только в Эфиопию, но и в Южный Судан, Сомали и район Великих озер».

С китайской стороны исполнителем проекта является крупнейший в Китае портовый оператор – Dalian Port Corporation Limited. Для последующей эксплуатации свободной зоны между Организацией портов и свободной зоны Джибути создано совместное предприятие с China Merchants Holdings. Как ожидается, в течение двух лет в этой ЗСТ будет обработано грузов на сумму $7 млрд. Кроме того, подписанное соглашение предусматривало создание гармонизированной таможенной системы с Китаем, транзитного торгового центра и клирингового центра. Уже в начале 2017 года первый китайский банк в Африке– The Silkroad International Bank (SIB) – открыл офис в Джибути.

Китайская Merchants Group работает над расширением порта Джибути, который после реконструкции станет одним из крупнейших в мире, способных обрабатывать как контейнерные, так и живые и насыпные грузы, а также перепускать нефть и нефтепродукты. Сегодня на этой стройке трудятся около 1 тысячи китайских рабочих. Помимо этого китайские компании также участвуют в работах по расширению многоцелевого порта Дорале. Объем выполняемых в рамках данного проекта работ оценивается в $590 млн. Порт должен быть запущен в эксплуатацию до конца 2017 года. В Джибути они также строят два новых аэропорта общей стоимостью $599 млн. Крупнейших из них, который должен войти в строй 2018 году, будет расположен в 25 километрах к югу от столицы Джибути и сможет принимать до 1,5 миллиона пассажиров в год и 100 000 тонн грузов. Второй аэропорт, расположенный на севере, будет иметь пропускную способность в 767 тысяч пассажиров в год.

В январе текущего года была запущена первая железнодорожная линия протяженностью 752 километра, связывающая Джибути с Адис Абебой. Она позволяет сократить время перевозки контейнерных грузов между столицами двух африканских государств с 3-х дней до 10 часов. Это первое звено сооружаемой пан-африканской железнодорожной сети, которая полностью отвечает всем современным требованиям. В перспективе планируется построить сухопутный железнодорожный мост от Джибути до Дакара и других западноафриканских столиц. Одной из самых больших проблем Джибути является водоснабжение и доступ населения к питьевой воде. Для ее решения китайцы финансируют проект строительства трансграничного водопровода из Эфиопии.

От внимания китайских инвесторов не ускользает и нетронутый туристический и рекреационный потенциал Джибути. На полуострове Рас Сиян, расположенном в Баб-эль-Мандебском проливе между Красным морем и Аденским заливом, будет построен роскошный отель для круглогодичного отдыха, рассчитанный в основном на туристов из Азии. Сегодня Джибути посещают не более 80 тысяч приезжих, по большей части – родственников и друзей расквартированных в стране иностранных военнослужащих, но к 2030 году власти страны ожидают прироста турпотока до 500 тысяч человек в год. Для обслуживания возрастающего роста приезжих эфиопская инвестиционная компания Boston Partners намерена профинансировать сооружение рекреационного центра на популярном у дайверов коралловом острове Муча в Заливе Таджуры. Развитию туризма в стране послужит также прокладка туристических маршрутов до соленого озера Ассал, расположенного на уровне 155 метров ниже уровня моря, и озера Аббе на границе с Эфиопией, славящегося своим фантастическим пейзажем с высящимися столбами из песчаника.

Общий объем китайских инвестиционных обязательств перед Джибути составляет сегодня около $12 млрд в объекты транспортной, коммунальной, промышленной и туристической инфраструктуры. Для такой крошечной страны, как Джибути, территория которой составляет всего около 23 тысяч квадратных километров (примерно столько же, сколько занимает на карте России республика Марий Эл), а население не достигает и 1 миллиона человек, это колоссальные средства, но они позволят заложить инфраструктурную основу будущего международного центра Восточной Африки. Далеко же заглядывал «купеческий сын» Ашинов в своих устремлениях полуторавековой давности!

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...