Общество

Куда идет экскурсионный бизнес Санкт-Петербурга

Петербург — не только Петропавловка, Эрмитаж и Петродворец. Осмотру стандартных достопримечательностей публика все чаще предпочитает экскурсии, темой которых становятся городские окраины, промышленные технологии или дискуссионные исторические сюжеты. Создатель экскурсионной артели «Городовод» Артем Алексеенко провел экскурсию по экскурсионному рынку Санкт-Петербурга.


Как выбрать гида?

Питер — неисчерпаемый рынок для экскурсионного бизнеса. Но высокая конкуренция, существующая на нем, не приводит ни к снижению цен, ни к росту качества услуг.  

— Обзорная автобусная экскурсия, даже без гида, стоит от 800 до 1500 рублей, — говорит Алексеенко. — Если автобус поедет хотя бы с тремя-четырьмя людьми, экскурсия окупится. Прогулки с гидом — дороже. Хороший экскурсовод — это человек с заработком не меньше тысячи рублей в час. Я не беру тех, кто ведет экскурсии для иностранцев — они зарабатывают по 30-40 евро в час.

Провести обзорную экскурсию нетрудно. Можно просто взять старую советскую методичку, выкинуть шелуху про Ленина и партию, и пользоваться.

Поэтому фирмы часто набирают полуграмотных людей на минимальную зарплату. Более искушенная публика ищет оригинальных знаний и впечатлений, — считает гид.

— Разобраться, какая экскурсия качественная, а какая — нет, непросто. Тут работает «сарафанное радио». Хороших экскурсоводов знают, рекомендуют друзьям.

Информационные технологии встряхнули экскурсионный бизнес. Теперь гидам фактически не нужны фирмы. Существуют интернет-ресурсы, такие как Sputnik8, на которых каждый экскурсовод может зарегистрироваться и работать. Это экскурсионный Uber. Правда, 17-18% своего заработка гид должен отдавать интернет-площадке. Наша артель считает себя сообществом вольных людей, коллективом единомышленников. У нас нет босса, который дерет с экскурсовода процент, — говорит Алексеенко.

 

Как стать экскурсоводом?

— В советское время экскурсовод был человеком, который транслировал государственный взгляд на вещи. К нему всегда мог прийти «экскурсант» в штатском, следивший, чтобы гид не искажал политику партии и не рассказывал анекдотов про вождей. Когда эта система рухнула, никто экскурсионный бизнес не регулировал. Сейчас Правительство города снова пытается ввести какие-то правила, но они не работают, — считает Алексеенко. 

Артем Алексеенко 1

— Чтобы стать экскурсоводом в Петербурге, соблюдая все законы, нужно получить аккредитацию при Комитете по культуре и туризму. Для этого надо пройти курс в одной из аккредитованных школ. Их много, и разброс цен в них разный. В худшем случае вам просто начитывают текст экскурсии, в лучшем — преподают методику. Кроме того, необходимо аккредитоваться при каком-нибудь музее. С этими двумя бумажками вы идете в Комитет, затем вас приглашают на экзамен и, если у вас нет подтвержденного стажа работы, присваивают низшую из трех категорий.

Уже несколько лет Смольный пытается провести закон, по которому работать экскурсоводом смогут только те, кто прошел аккредитацию. Пока закон не принят, иметь ее желательно, но не обязательно. Сам по себе этот бэйджик ничего не дает. Чтобы водить экскурсию по Эрмитажу или Петродворцу, вы должны получить особую лицензию, — говорит собеседник.

 

Посмотрите налево…

— В год столетия революции в «городе трех революций» очень мало экскурсий, посвященных этому событию, буквально три или четыре, — говорит Артем Алексеенко.

— Есть мнение, что тема 1917-го в России непопулярна, но аудиоэкскурсию «Революционный Петроград», которую подготовили компания «Таксовичкоф» и петербургский историк Лев Лурье, заказали, по словам ученого, шесть тысяч человек. Конечно, у них была мощная реклама. «Таксовичкоф» просто сажает вас в автомобиль и возит по точкам, а голос Лурье рассказывает.

Для иностранцев история русской революции гораздо интереснее, чем Петр I. Китайские туристы воспринимают Зимний в первую очередь как место, которое штурмовали восставшие, и уже во вторую — как Эрмитаж. Но многим российским экскурсоводам неинтересно заниматься этой темой. Они либо неграмотны, либо относятся к старой интеллигенции, которая большевиков недолюбливает.

 

Не только Растрелли

— Направление, которое нас вдохновляет, — это инженерные экскурсии. На самом деле люди устают от всего этого барокко, классицизма и модерна. Им интересен «технарский» взгляд на город.

Растет внимание к архитектуре ХХ века. Еще пять-десять лет назад этого не было. Когда в Москве снесут хрущевки, наверняка появятся экскурсии, посвященные той эпохе. Ведь чем дальше она от нас, тем больше становится объектом музейного показа и рассказа.

IMG 0166 17

Это только кажется, что на окраинах Питера не на что смотреть. Можно и о Зимнем рассказать так, что аудитория заскучает, а можно провести людей по Купчино так, что они будут слушать, раскрыв рот. Мы готовим экскурсию о том, как решался жилищный вопрос в течение ХХ века. Один из первых спальных районов — Гаванский рабочий городок на Васильевском острове, где еще до революции стали строить дешевое жилье для рабочих. С середины 20-х появились конструктивистские кварталы на Выборгской стороне, потом сталинские дома, хрущевки, брежневские микрорайоны и современные жилмассивы. Если построить экскурсию по этому хронологическому ряду, перед людьми откроется столетняя панорама того, как жили их предки, деды, родители и они сами.

Направление, которое сегодня активно развивается, — экотуризм. В области появилось много ферм, где держат самую разную живность, начиная с жирафов и кончая попугаями ара в березовом лесу. Туда можно приехать с детьми, посмотреть, как разводят лам, поиграть с козами или покататься на пони.

Еще одно актуальное направление — этнотуризм. Оно у нас пребывает в зачаточном состоянии, хотя на Северо-Западе компактно проживают представители разных этнических групп: вепсы, финны, карелы, прибалты. Хотя их самобытность во многом и утрачена, там есть музеи, где сохраняются народные традиции. Этнотуризм может стать довольно перспективным, — предсказывает эксперт.

 

Индустрия для туриндустрии

Но самым модным трендом в экскурсионной отрасли является, по мнению Алексеенко, промышленный туризм. Он был очень развит в СССР, но за последние 25 лет практически исчез. Теперь эта ниша, можно сказать, не занята, но пробиться в нее непросто.

— Например, есть Ломоносовский фарфоровый завод. Туда водят экскурсии, но в основном не на производство, а в музей. Но музеи при предприятиях не так интересны для туристов, как само производство фарфора, хлеба или, скажем, металла. К тому же многие фабрики имеют историческую, архитектурную и видовую ценность. Москва в этом плане идет на шаг впереди нас. Целые поезда с туристами отправляются на производственные экскурсии в Подмосковье.

К сожалению, в Петербурге руководители предприятий не слишком отзывчиво относятся к нашим попыткам организовать экскурсии в цехах. Нам отвечают: «Ну как же? Это же производство! А вдруг что случится?». Думаю, это обычный консерватизм и непонимание собственной выгоды. Ведь экскурсии имеют огромный маркетинговый потенциал и иностранные компании это прекрасно понимают. Например, на заводе Hyundai периодически проходят бесплатные экскурсии. Они рассчитаны, в первую очередь, на потенциальных покупателей. Но кроме того, это безумно интересно.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...