Экономика

Что новый кодекс готовит уполномоченным экономическим операторам

Таможенный кодекс ЕАЭС, вступающий в силу 1 января 2018 года, сулит участникам внешнеэкономической деятельности немало сюрпризов: как приятных, так и не очень. Большой фронт работ Евразийская экономическая комиссия проделала для института уполномоченных экономических операторов, пользующихся при ведении ВЭД особыми бонусами в силу своей репутации. На III Всероссийском форуме уполномоченных экономических операторов представители ЕЭК попытались в деталях рассказать потенциальным получателям и действующим обладателям статуса УЭО, как изменится подход к этому институту со вступлением кодекса в силу.

«Уполномоченный экономический оператор это не льготник, который сидит на шее государства, а помощник, который забирает на себя часть функций государственных органов за счет того, что он готов раскрыться, готов прозрачно работать, показать свою бухгалтерскую и коммерческую документацию», − рассказал Дмитрий Некрасов, директор департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, о подходе, который ЕЭК пыталась донести до национальных контролирующих органов стран-участниц ЕАЭС. И что, по его словам, сделать-таки удалось.

Вадим Козаев, начальник отдела анализа рисков и постконтроля департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК, подробно остановился на деталях:

«Одно из главных нововведений для уполномоченных экономических операторов – мы расширили круг лиц, которые могут получить статус. В настоящее время это только импортеры и экспортеры. Но сюда мы включили и таможенных представителей, и владельцев складов временного хранения, перевозчиков, экспедиторов.

Мы построили систему упрощений таким образом, чтобы все лица, задействованные в ВЭД, смогли получить специальные упрощения. Если это перевозчик, то он получает, например, возможность не предоставлять обеспечение при транзите, первоочередный порядок совершения таможенных операций, неустановление маршрута перевозки и так далее. Эти же упрощения могут быть полезны для экспедитора. Для владельцев СВХ определенные упрощения связаны с хранением, проведением контроля на площадках оператора.

Больше всего упрощений, безусловно, получает импортер, хотя и для экспортеров предусмотрены определенные смягчения. Если в дальнейшем Евразийская экономическая комиссия будет видеть необходимость в дополнительных упрощениях или участники ВЭД в рамках консультаций будут вносить предложения, мы будем рассматривать и, возможно, расширять их. Но главное, чтобы те упрощения, которые мы заложили в Кодекс, реально работали на земле, чтобы имели практическую востребованность. Если они будут работать, то на деле мы получим даже больше упрощений, чем есть в Европейском союзе.

Мы ввели три типа свидетельства УЭО. Это обусловлено тем, что участники ВЭД разные – перевозчики, СВХ, экспедиторы, импортеры, экспортеры. Если мы говорим о таможенном представителе, которому требуется, например, первоочередный порядок совершения таможенных операций и выпуск до подачи, то ему достаточно 1 типа свидетельства. То же самое можно отнести к перевозчикам, экспедиторам. Второй тип свидетельства предусматривает упрощения в части проведения таможенного контроля. У такой категории УЭО в собственности должны быть площадки, на которых предполагается осуществлять практически все процедуры таможенного оформления – завершение транзита, проведение таможенного контроля, хранение. Третий тип предусматривает все упрощения, которые предусмотрены для 1и 2 типа, в целом их 18. Сразу получить третий тип невозможно, надо отработать с 1 или 2 типом свидетельства минимум два года. Если по нынешнему ТК вы уже оператор, вы можете претендовать на третий тип свидетельства.

Ещё один плюс − когда мы будем заключать соглашения о взаимопризнании с другими странами, вне ЕАЭС, например, с Китаем, эти операторы получат определенные возможности и  привилегии в таких странах».

«Когда мы разрабатывали условия для предоставления статуса, мы понимали, что это не должно быть слишком сложно, но и не слишком мягко, − продолжил Вадим Козаев. − Сомнительные компании не должны попадать в разряд УЭО, ведь если они туда попадают, то бросают тень на всех других операторов. Оператор автоматически становится участником ВЭД низкого уровня риска.

С бизнесом мы попытались согласовать золотую середину. И определили всего десять условий.

Во-первых, вы должны заниматься ВЭД как минимум три года. Обязанности по уплате таможенных платежей на всей территории ЕАЭС должны быть исполнены. Один из самых проблемных вопросов, по которым мы долго дискутировали, − отсутствие административной и уголовной ответственности. Это вопрос сугубо национального законодательства. Так что всё, что касается конкретных статей КоАП и УК, привлечение по которым будет являться основанием для исключения из реестра, все эти вопросы будут урегулированы федеральным законом Российской Федерации».

«В проекте федерального закона «О таможенном регулировании» заложен порог толерантности. Состав законов, которые нельзя нарушать, остался тем же, более или менее, но есть сумма штрафов, которая не должна превышать некоторые значения», − дополнила Козаева модератор дискуссии Галина Донцова, член Рабочей группы ЕЭЭК по развитию института уполномоченного эконмического оператора.

«Мы также изменили подход к обеспечению, − снова взял слово Вадим Козаев. − Сохранили обеспечение только для 1 типа сертификатов, и пришли к тому, что постепенно порог будет снижаться. Если в течение 6 лет УЭО работает безупречно, то на седьмой год он уже может вносить обеспечение в размере 150 тыс. евро, а не миллион евро.

Принципиальное условие – финансовая устойчивость лица, претендующего на статус УЭО. Для 2 и 3 типа свидетельств не предусматривается никакого обеспечения, поэтому мы будем оценивать финансовую устойчивость. Это специфичный вопрос, углубляющийся в бухгалтерию.

Мы определили новые требования к площадкам и работникам оператора. Если вам приостановили действие свидетельства о присвоении статуса УЭО, у вас есть 120 дней на урегулирование вопроса.

В процедуре выпуска да подачи есть изменения. Главное из них – обязательное предоставление заявления о выпуске до подачи в электронной форме. Для других категорий участников ВЭД сохраняется возможность бумажного документа, но для УЭО – электронный вид.

Один из самых важных пунктов − мы прописали процесс перехода ответственности от перевозчика к УЭО».

И хотя члены комиссии попытались разложить всё по полочкам и досконально объяснить, как всё будет работать, даже они признавали, что результат их кропотливого труда можно будет оценить только тогда, когда кодекс вступит в силу. А вот о возможности оперативного вмешательства в ситуации процессы или организации «контрольных закупок» не было сказано ни слова. 



Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...